Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций
материал по логопедии

Митькина Екатерина

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

 У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата довольно часто встречаются  разные формы дизартрии, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими диагнозами (плоско-вальгусная установка стоп, дисплазия тазобедренного сустава и т.д.). Таким образом, просодическая  сторона речи детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеют  те же особенности, что и у дошкольников с дизартрией. А именно:

- речь мало выразительна, монотонна;

- интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо;

-  нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона;

- расстройства паузации;

- трудности изменения голоса по высоте.

Особенности развития просодических компонентов  дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата  диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №95 «Радуга» компенсирующего вида»,

 г. Северодвинск, Архангельской обл.

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Подготовила учитель-логопед

 Митькина Екатерина Сергеевна

г. Северодвинск

2019

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В психолого-педагогической литературе отмечается  важность усвоения коммуникативных умений для развития личности ребенка, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. В частности, подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки речевого высказывания. Интонационно-выразительные средства речи  организуют речевую деятельность в целом, делая процесс коммуникации наиболее информативным. На это в своих работах указывают  Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова,  Г.В. Бабина,  Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец,  Е.Н. Винарская, О.Е. Е.М. Мастюкова, и др. [3]

В процессе  работы с дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата нами было отмечено, что дети имеют сложные сопутствующие речевые дефекты, такие как стертая дизартрия, заикание и различными нарушениями голоса (ринофония, дисфония, тахилалия). У данной категории детей мы отмечаем несформированность  просодической стороны речи,  которая ведет к трудности организации коммуникативной деятельности. Нами было выявлено, что дети не усваивают самостоятельно темпоритмическую и мелодико-интонационную сторону речи, что требует дополнительного обучения.

 У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата довольно часто встречаются  разные формы дизартрии, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими диагнозами (плоско-вальгусная установка стоп, дисплазия тазобедренного сустава и т.д.). Таким образом, просодическая  сторона речи детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеют  те же особенности, что и у дошкольников с дизартрией. А именно:

- речь мало выразительна, монотонна;

- интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо;

-  нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона;

- расстройства паузации;

- трудности изменения голоса по высоте.

Особенности развития просодических компонентов  дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата  диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание.  

В логопедической работе по коррекции  интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нами были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование физиологических механизмов интонирования.
  2. Коррекция интонационной выразительности речи дошкольников:

- развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.

- использования детьми интонационных средств для оформления высказываний

Одним из важных моментов в коррекционной  работе с дошкольниками  с двигательной патологией является правильность выбора действенных приемов и методов.

Работа по формированию физиологических механизмов интонирования включала в себя игры и упражнения по развитию речевого дыхания, развитию силы, высоты, модуляции голоса, расширению его диапазона, улучшению речевого тембра. Данная работа   реализуется на индивидуальных занятиях  по  звукопроизношению.

Работа по формированию интонационной выразительности речи. Проводилась последовательно: сначала через формирование двигательно-пластического образа посредствам  образно-пластического творчества, потом через создание мультимедийной презентаций с участием ребенка.

Образно-пластическое творчество – это придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно-пластического образа, и его выразительное исполнение. Безошибочный признак исполнительского творчества – яркая индивидуальная манера «вживания» в заданный образ. Ребенок должен перестроить, изменить привычную  пластику движения, стараясь двигаться так, как это присуще воплощаемому персонажу, и включить в образное движение все тело.

В процессе исполнительского творчества ребенок осваивает язык движений, решая задачи на образное перевоплощение и взаимодействие. Это помогает дошкольнику более или менее самостоятельно находить выразительные средства (пластика, мимика, жесты) для передачи характера персонажа, его настроения, взаимоотношений с другими действующими лицами. После «вживания» в образ персонажа ребенку легче понять интонационную насыщенность речи героя. Значит, и передать эмоциональную окраску фраз.

Создание презентации из фотографий ребенка - это перевоплощение ребенка в стихотворный образ. Ребенка гримируют и делают фотографии игры ребенка, зачитывая произведение. Затем создается презентация из фото соответственно последовательности строчек произведения.

Презентация дает ребенку возможность увидеть эмоциональное состояние героя со стороны, обсудить интонационную насыщенность речи персонажа. Тем самым лучше осознать мелодико-интонационную сторону речи.

Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных презентаций, которые способны оживить процесс коррекции интонационной стороны речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображений, внесения элементов  игры. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата интонационной выразительности речи, значительно возросла их  мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в коррекции интонационной выразительности речи данных детей.

Библиографический список

  1. Горшкова Е.В. О говорящих движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, МГППУ,2007. – 80 с
  2. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М.:ТЦ Сфера, 2009.-64 с.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,2001.
  4. Лизунова Л.Р."Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
  5. Позднякова Л.А.Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией.//Логопед в детском саду.- 2005.- № 5-6(8,9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы о...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: в статье рассматривается вопрос проблемы ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата во второй младшей группе на тему «Русская народная сказка «Репка»

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие.Вид: интегрированное занятие.Цель: Формирование связной устной речи по средствам пересказа сказки «Репка». Гармонизация физич...

Консультация «Развитие письма и связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата»

О важности развития письма и связной речи у детей с нарушением ОДА....

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Приложения к актуальному педагогическому опыту "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"...