Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы обеих рук, сочетать их движение с движением корпуса, у  детей проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, пальцы слабые, с трудом удерживают мелкие предметы. В жизнедеятельности человека  рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.Тренировка пальчиков и руки в целом способствует   общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МБСКОУ

школы -интернат №4

дошкольное отделение

высшая категория

Доможирова Л. В

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы обеих рук, сочетать их движение с движением корпуса, у  детей проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, пальцы слабые, с трудом удерживают мелкие предметы. В жизнедеятельности человека  рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.Тренировка пальчиков и руки в целом способствует   общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.

    Большое значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой .

В своей работе использовала следующие приёмы:

– развитие мелкой моторики рук через тренировку на пособиях: пристежки, застежки, разные виды шнуровок. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, грецкие орехи, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и пр.

– работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, оригами.

– работа с ватой. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, дополняют деталями.

– работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички

– работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

   При планировании работы по ручному труду учитываются  индивидуальные особенности и физические возможности детей. Поделки используем в качестве подарков, для украшения группы.

   Ручной труд  - привлекательна творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.