Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
материал (старшая, подготовительная группа)

Ярославцева Марина Сергеевна

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме  «Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

       

Своё выступление хочу начать со слов В.А.Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

           Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильного восприятия являются мощным стимулом всестороннего развития ребенка, а также являются важным показателем готовности к школьному обучению и дальнейшему овладению учебными навыками. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты связная речь, память, внимание и усидчивость. Эти целевые ориентиры отражены и в ФГОС.

Ученые уже давно доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. Не зря немецкий философ И.Кант называл руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Что в дальнейшем поможет ребёнку в школе.

Считаю, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие ребенка, поэтому, чем раньше начать работу, тем гармоничнее и активнее он будет развиваться.

Существует множество средств развития мелкой моторики. Это и всеми любимые пальчиковые игры, и самомассаж, и игры с мелкими предметами, счетными палочками, лепка, рисование.

Еще одним, на мой взгляд, эффективным и увлекательным средством развития моторики является ручной труд. Главным образом этот вид деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе ручного труда, изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений, которые так необходимы будут ребенку на протяжении всей жизни. Ручной труд также помогает развивать творческое воображение, конструктивные способности, мышление,  целеустремленность, терпение, уверенность в себе и своих силах. Поэтому ручное творчество ребенка в дошкольном возрасте является одним из видов развития моторики у детей.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, примазывание и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.

Ручной труд  - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезное и эстетически значимое изделие.

Правильно организованный в детском саду ручной труд дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов на основе имеющихся представлений, знаний и практического опыта.

Кроме того, ребенок видит результат своего труда и если он успешен, то малыш утверждается в своих возможностях, у него формируется определённая  позиция «Я сделал это сам», что, несомненно, важно для его развития. Поэтому педагоги должны подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, что бы у ребенка не пропал интерес к деятельности.

 Работу по ручному труду можно начинать с младшего возраста. Это может быть разнообразное применение самых азов творчества. Пусть это будет очень примитивное выполнение, но, главное будет формироваться уверенность в своих силах, интерес и, несомненно, шаг за шагом, будет развиваться ручная умелость.

Особенно большие возможности для ручного творчества даёт старший дошкольный возраст, когда сформированы простейшие навыки и можно попробовать что-то новое, более сложное, интересное.

Заниматься ручным творчеством, творить с детьми можно не только в процессе непосредственно образовательной деятельности по конструированию и аппликации, но и в самостоятельной творческой деятельности детей, а также в результате кружковой работы.

В нашем детском саду уже в течении нескольких лет я являюсь руководителем творческой студии «Умелые ручки», задачами которого являются:

1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия

3. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений.

3. Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить дело до конца.

В план работы кружка включена работа с бросовым материалом, нитками, крупой, тестом, природным материалом.

Работа ведется в нескольких направлениях.

Первое направление – это лепка. Здесь важно не только развитие координации и глазомера, но и тактильное восприятие материала для лепки. Очень интересна детям техника  тестопластики. Тесто для лепки, слоёное тесто – это очень пластичный материал для лепки разных фигур, он нежный, мягкий, не пачкает рук. На этих занятиях дети научились замешивать и красить тесто, узнали, что из теста можно не только приготовить пищу, но и сделать различные игрушки и украшения для оформления группы, атрибуты для игр.

Работа с традиционным материалом - пластилином представлена в таких техниках как пластилинография и обратная аппликация. Принцип пластилинографии заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Техника объемной и обратной аппликации более сложная и  требует некоторой сформированности навыков работы с пластилином и развития абстрактного мышления.

Второе направление самое обширное - работа с бумагой. Дети с удовольствием работают с этим материалом, так как он более доступный, легко поддаётся обработке. Развитию мелкой моторики способствуют такие действия с бумагой как сгибание и сминание, разрывание и обрывание, вырезание и склеивание. Используя различные сорта бумаги, соответственно и действовать с ней можно по-разному. При этом дети узнают не только свойства бумаги, но и учатся согласовывать свои действия и усилия. Здесь можно выделить несколько техник, как традиционных (    ) (оригами, бумагопластика, папье-маше), так и нетрадиционных (квиллинг, торцевание).

Торцевание – это создание картин из небольших кусочков гофрированной бумаги методом тычка на пластилиновой или клеевой основе. Получается типа пушистого мягкого «ковра». Эта техника требует скоординированности движений и усидчивости.

Квиллинг – это по-другому бумагокручение. Техника подходит для детей старших групп, так как эта работа более сложная и трудоёмкая и  требует от детей определенных навыков и умений, но результат того стоит. Работы получаются очень интересные, красочные, яркие, от чего дети получают большое удовлетворение.

Третье направление – работа с нитками и тканью. Этим направлением лучше заниматься с детьми подготовительной группы. Дети познакомились с разными видами ткани, научились вдевать нитку в иголку, делать аппликации из ткани. С младшими детьми мы выполняли аппликацию из мелко нарезанных нитей, делали поделки из помпонов. Более сложной, нетрадиционной, является техника «Изонить». Она похожа на вышивку и требует от детей предельной внимательности и осторожности.

Четвёртое направление – работа с бросовым материалом.  Этим видом деятельности дети занимались с большим интересом. Были проведены экскурсии к плотнику, где ребята практически увидели, что можно сделать из дерева, как получаются стружка и опил, какими инструментами пользуется плотник. Перед началом работы материал красили гуашью, сушили, чтобы работы получались яркие и красивые. В процессе работы у детей развивалась мелкая моторика рук, потому что пришлось работать с мелким и хрупким материалом, они закрепляли приёмы работы с ножницами, красиво оформляли свои работы.

Пятое направление – работа с природным материалом. Эта работа полна неожиданностей. Она помогает установить взаимосвязь с природой, не терпит небрежности и торопливости. Природный материал очень хрупкий и зачастую непослушный, поэтому требует аккуратности и точности движения рук, что, конечно, само и развивает. Здесь эффективным видом работ можно назвать флористику – создание картин из засушенных листьев, и аппликацию и мозаику из семян, круп, яичной скорлупы. При работе с природным материалом в основном использовали пластилин и клей для соединения деталей. Дети старшего дошкольного возраста применяли в своей работе такие инструменты как шило, напильник. Эти занятия требовали от детей  внимания, терпения, аккуратности.

Шестое направление - бисероплетение. Работа, требующая большой сконцентрированности внимания, точности движений, терпения. Развивает не только моторику, но и развивает умственные, конструктивные способности, дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её, учатся наблюдать, анализировать, запоминать. Работа с бисером способствует развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Можно перечислять направления ручного труда до бесконечности – насколько хватит фантазии педагога и детей, но самое главное условие успешности – личная заинтересованность педагога и желание творить и научить этому детей.

Яркой особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного груда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра, в то же время, ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. В игре ручной труд представляет собой динамический процесс: одну и ту же поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом поделки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны во время непосредственно-образовательной деятельности.

Например, в совместной деятельности с детьми мы конструировали машинку из бросового материала. Позже, во время свободной деятельности, позже мальчики по такому же принципу сконструировали поезд и сами придумали, как можно соединить вагончики, а потом использовали свою поделку в игре на протяжении долгого времени.

 Для меня, как педагога, очень важно, что дети переносят творчество в свою самостоятельную деятельность, в свободное время изготавливают игрушки и используют их в игре или самостоятельно придумывают подарки близким и с гордостью дарят их потом.

Для того чтобы поддержать интерес к изготовлению поделок, в каждой группе организован «Уголок творчества», где есть все необходимые материалы и инструменты для самостоятельной продуктивной деятельности детей. Содержимое уголка постоянно обновляется и пополняется. Также в группе имеется подборка книг и пособий по ручному груду, подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить». Большим спросом у детей пользуется папка «Чудесные поделки», где можно посмотреть образцы поделок, почерпнуть идеи и воплотить их в своём творчестве. Лучшие поделки детей и образцы художественного творчества, имеющие эстетическую ценность, выставляются на «Полочку красоты».

В группе созданы также различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага», «Крупы», которые помогают познакомиться со свойствами материалов.

Обязательно беседуем с детьми о безопасности при работе с различными инструментами и материалами: ножницами, шилом, иголкой, проволокой, клеем. Созданы памятки и напоминалки, которые дети знают наизусть.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Оценка детской творческой деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо, что не получилось и почему, чему еще следует научиться, в чем причине неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. При оценке детских работ важно отметить усилия и успехи каждого ребенка, значимые именно для него.

 Конечно же, работа по развитию мелкой моторики будет эффективнее, если её проводить в тесной взаимосвязи с родителями.

Анкетирование родителей в младшей группе показало, что 90% из них считают развитие мелкой мускулатуры важным стимулом для развития речи своих детей и общего развития в целом. Сейчас, будучи уже в старшем дошкольном возрасте, родители также считают важным развитие моторики не только как стимул к развитию устной речи, но и как необходимая часть подготовки к школе, в том числе и к письму. Заинтересованность родителей по решению данной проблемы оказывает незаменимую помощь в работе. По результатам опроса большинство родителей уделяют внимание организации ручного труда в семье. Для детей доступны материалы для творчества, создаются необходимые условия. Многие родители вместе с детьми занимаются творчеством, а потом приносят свои творения в детский сад.

Для меня очень приятно, что дети и дома занимаются творчеством, а родители поддерживают их в этом. Это значит, что моя работа идет в правильном направлении и не напрасна.  Родители также помогают в творческом оформлении группы и участка, изготовлении пособий и игрового оборудования принимают участие в совместных творческих выставках и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.

В работе с родителями по данной теме использую такие формы как консультации, индивидуальные беседы. Родителям было рекомендовано приучать ребенка к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место.

      Очень интересной и эффективной стала такая форма работы, как мастер-класс, где родители вместе с детьми учатся той или иной технике, изготавливают поделки. В этом году был проведён мастер-класс «Куклы из ложек и вилок», «Чудеса из манной крупы».

При выполнении поделок не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Главное, чтобы у ребёнка появилось желание, чтобы был создан эмоциональный настрой на этот вид деятельности, чтобы дети понимали, что достичь успеха можно, лишь проявив упорство, старание, смекалку. Все это, бесспорно, принесет свои плоды в школе.

Диагностика развития моторики и готовности к обучению в школе показала, что наша работа не проходит даром. Дети уже приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. Они относительно свободно действуют с различными материалами и инструментами, добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. Дети получают знания о качестве и возможностях различных материалов. А главное — происходит развитие детей и успешная подготовка к школе.

Работа по развитию моторики продолжается. Ведь творчество безгранично, а значит и наши с детьми возможности тоже.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...

Проект: « Ловкие пальчики». Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста

«Ловкие пальчики». Проект по развитию мелкой моторики рук через образовательную область «Художественное творчество».Художественно-продуктивная деятельность имеет большое значение в жизни детей. Лепка,...

«Ручной труд, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Деловая игра с использованием мастер-класса для педагогов....

Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ

Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...

"Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)

quot;Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...