Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по аппликации, лепке на тему

Миронова Ирина Владимировна

Использование пластилина в работе с детьми дошкольного возраста по пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пластилинография234 КБ

Предварительный просмотр:

Использование оригинальных методов пластилинографии , как одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

  И.В. Миронова, А.А. Васькина.

ГБДОУ д.с № 83 Центрального района Санкт- Петербурга.

 "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".      

                                                                   Сухомлинский В. А.

      Учеными доказано, что развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев. Задачей взрослых является помочь детям максимально  полноценно и разнообразно использовать возможности рук. Чем раньше ребенок начинает заниматься, тем больше вероятности добиться успехов в развитии речевой деятельности ребенка.

      По данным ученых Хризманова Т.П. И Звонаревой М.И. были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

      Кольцова М.М, профессор - физиолог, считает " есть все основания рассматривать кисть рук как орган речи- такой же , как и артикуляционный аппарат".

      Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, то есть при работе с пластилином или глиной массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

      Методика пластилинографии используется для развития творческих способностей детей любого возраста, поскольку развитие у детей воображения и эстетического вкуса является очень важно . Но особую ценность эта методика приобретает при использовании ее для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, так как здесь пластилин используется в виде "краски" . как изобразительный материал. а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми ¸пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате  усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность  пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную.

      Нашу речевую группу дети посещают 3 года ( средняя, старшая, подготовительная). Совместно с логопедом, воспитатели при поступлении детей в группу, изучая речевой диагноз , разрабатывают перспективный план работы.

В первую очередь мы ставили задачи по развитию речи детей. А развитие речи детей  связано со всеми разделами  организованной деятельности педагога с детьми. Одним из видов коррекционной работы с детьми является развитие мелкой моторики, каким являются занятия по  пластилинографии.

      Мы планировали работу с учетом последовательности, систематичности и усложнения.

     1. Начальный этап- мониторинг- выяснение умений, навыков, знаний детей. В средней группе педагог сам делит пластилин на части, а дети раскатывают круговыми движениями шарики, продольными движениями - жгутики, причем цвет дети выбирают сами. Это выполнение первой задачи - первой задачи- самостоятельный выбор. При чем педагог с каждым ребенком беседует отдельно: почему ты выбрал этот цвет. Решаются задачи расширения объема правильно произносимых существительных. Катаем шарики большие и маленькие, жгутики длинные и короткие, толстые и тонкие. Решаются задачи по математике - сравнение  деталей по величине.

     2. На следующем этапе детям предлагалось с помощью стеки разделить пластилин на несколько частей, и начале не равных , затем равных. Задача по математике: деление целого на части, расположение частей на листе картона ( шарики бегут по дорожке, жгутики выстроились в ряд).

     3. В  старшей группе задания усложняются. Предлагаем детям из шариков, жгутиков , одного цвета, одинаковых по размеру выложить простое изображение- помидор, огурец. Во время занятия беседы с детьми. Обогащаем  активный словарь относительными прилагательными( круглый, овальный, красный, зеленый), используем в речи слова-антонимы ( большой- маленький, кислый- сладкий, съедобный- несъедобный). Имеет место упражнение в соблюдении пропорций и ориентировке на листе бумаги. Причем контур в начале рисуется простым карандашом. Ставиться задача- расширение экспрессивной речи количественными и порядковыВми числительными( один, два, много, первый, второй).

     4. Коллективные работы. Детям предлагается договориться, кто какого цвета будет катать шарики, кто нарисует силуэт(елочка), кто будет прикреплять детали, как расположить цвета. Каждый ребенок проговаривает свои действия ( я буду катать зеленые шарики, складывать их в коробки,  а Маша будет прикреплять их на картон). Используя мнемотехнические таблицы определяем последовательность лепки параллельно  разучиваем придуманные педагогом стихотворения по теме. ( В гости птичка прилетела, зернышки склевать хотела, мы эти зернышки слепили, очень птичку удивили.  Рождество и Новый год ждем мы очень, желание заветное исполнить ангела попросим. Будем овощи лепить, будут пальчики дружить, сильные и ловкие , сделали морковку. Мы грибок слепить решили, и совсем мы не спешили, много жгутиков скатали, на картонку прижимали. Ах, красив наш  мухомор на траве зеленой. К нам просился он на стол, а он  ведь не съедобный.) На данном этапе дети учатся соотносить действие со словом.

     5. Подготовительная группа. На основе проходимой лексической темы- самим придумать , что будут лепить, пригласить товарищей, подобрать необходимый по цвету и размеру пластилин, распределить действия  между  собой, придумать загадки. Что растет на дереве: круглое, красное или желтое или зеленое, сладкое или кислое, большое или маленькое.) Эта деятельность непосредственно связана с нравственным воспитанием . Дети учатся слушать и слышать  своих товарищей, уважать чужое мнение,  уметь находить добрые и ласковые слова , оценивая работы своих товарищей. Во время данной организованной совместной деятельности с детьми  развиваем усидчивость,  аккуратность, желание творить сообща.

     Проводя мониторинг в каждой возрастной группе, пришли к выводу, что углубленные занятия по лепке, используя методику пластилинографии ,способствуют успешной коррекционной работе с детьми  с общим недоразвитием речи.

Приложение практического материала - мнемотаблицы по темам работ.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Самообразование по теме Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Развитие  у детей художественно-...