Статья "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"
статья по теме

    Ручной труд как средство развития мелкой моторики.

 

    Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. Имеется ввиду доказанный факт способности детей обучаться уже в первый день жизни (Липсит 1969 г.) эта тема обсуждается давно и с удовольствием. Мы не в праве ставить перед родителями подобные задачи. Хочется поговорить о более необходимом – развитии и закреплении различных навыков.  Если мы с Вами подробно рассмотрим санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, то убедимся в необходимости владения кистями рук. Сюда относится одевание и раздевание, прием пищи и расчесывание, перемещение в пространстве (помощь себе  при вертикализации) и т.д.

     Теория созревания (Гезел и Макгроу), широко обсуждаемая в 60-е  -  70-е  гг. двадцатого века получила дальнейшее неожиданное развитие  при картографировании головного мозга Н.Бехтеревой и С.Медведевым. дело в том, что речевой и двигательный центры находятся в одном отделе головного мозга. Соответственно кистевой импульс стимулирует развитие речевого аппарата, улучшает восприятие ребенком абстрактных и пространственных понятий.

    Современная российская педагогика дошкольного возраста построена на умелом сочетании занятий по развитию речевого аппарата и мелкой моторики. Попробуйте сами, дорогие родители, заниматься пальчиковой гимнастикой 4-5 раз в день. Это довольно быстро надоедает, даже если проговаривать различные речевки и потешки. Но можно с успехом использовать для этих целей ручной труд.

     Вырезание из различных материалов, наклеивание различными способами (клей-карандаш, жидкий клей с кистью), фиксация вырезанных деталей с помощью пластилина, ниток, лепка из различных материалов, бумажное и текстильное моделирование, использование  для моделирования природных и различных бросовых материалов, основы рукоделия (вязание, плетение, шитье, работа с бисером)…

     Затрудняюсь перечислить все виды работ, имеющиеся в арсенале педагога.

     Безусловно, не надо требовать от ребенка того, чего он не в состоянии сделать, но это не значит, что его не следует ничему обучать. Необходимо предлагать совместно выполнить освоенное действие и чуть усложнить его. Вместе с ребенком добиться совершенного овладения данным приемом. Таким образом, формируется устойчивый навык.

     При работе в различных видах техник нагружаются разные, даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы. Таким образом, происходит косвенное, но очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге.

     Мы часто наблюдаем, как при выполнении какого-либо задания, ребенок от старания высовывает язык, вращает им, складывает губы трубочкой, даже проговаривает свои действия, повторяя их раз за разом. При такого рода нагрузках изменяется цвет лица – появляется румянец, розовеют ушки, появляется зевота. Все это свидетельствует об интенсивной деятельности головного мозга.

    Дорогие родители! Не бойтесь давать детям различные домашние поручения, соответствующие их возрасту. Выполняться они должны естественно в Вашем присутствии. Например: порезать кухонными ножницами зелень в салат, подмести пол  в кухне, протереть пыль, полить цветы…Осознание своей важности, полезности подстегивает детский азарт, повышает интерес к труду. Вспомните себя в их возрасте. Ваши родители на стеснялись  давать Вам доступные поручения , они доверяли Вам, верили в Вас! Доверяй и Вы своим детям!

 Вместе с Вами им все по силам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

    Ручной труд как средство развития мелкой моторики.

    Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. имеется ввиду доказанный факт способности детей обучаться уже в первый день жизни (Липсит 1969 г.) эта тема обсуждается давно и с удовольствием. Мы не в праве ставить перед родителями подобные задачи. Хочется поговорить о более необходимом – развитии и закреплении различных навыков.  Если мы с Вами подробно рассмотрим санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, то убедимся в необходимости владения кистями рук. Сюда относится одевание и раздевание, прием пищи и расчесывание, перемещение в пространстве (помощь себе  при вертикализации) и т.д.

     Теория созревания (Гезел и Макгроу), широко обсуждаемая в 60-е  -  70-е  гг. двадцатого века получила дальнейшее неожиданное развитие  при картографировании головного мозга Н.Бехтеревой и С.Медведевым. дело в том, что речевой и двигательный центры находятся в одном отделе головного мозга. Соответственно кистевой импульс стимулирует развитие речевого аппарата, улучшает восприятие ребенком абстрактных и пространственных понятий.

    Современная российская педагогика дошкольного возраста построена на умелом сочетании занятий по развитию речевого аппарата и мелкой моторики. Попробуйте сами, дорогие родители, заниматься пальчиковой гимнастикой 4-5 раз в день. Это довольно быстро надоедает, даже если проговаривать различные речевки и потешки. Но можно с успехом использовать для этих целей ручной труд.

     Вырезание из различных материалов, наклеивание различными способами (клей-карандаш, жидкий клей с кистью), фиксация вырезанных деталей с помощью пластилина, ниток, лепка из различных материалов, бумажное и текстильное моделирование, использование  для моделирования природных и различных бросовых материалов, основы рукоделия (вязание, плетение, шитье, работа с бисером)…

     Затрудняюсь перечислить все виды работ, имеющиеся в арсенале педагога.

     Безусловно, не надо требовать от ребенка того, чего он не в состоянии сделать, но это не значит, что его не следует ничему обучать. Необходимо предлагать совместно выполнить освоенное действие и чуть усложнить его. Вместе с ребенком добиться совершенного овладения данным приемом. Таким образом, формируется устойчивый навык.

     При работе в различных видах техник нагружаются разные, даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы. Таким образом, происходит косвенное, но очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге.

     Мы часто наблюдаем, как при выполнении какого-либо задания, ребенок от старания высовывает язык, вращает им, складывает губы трубочкой, даже проговаривает свои действия, повторяя их раз за разом. При такого рода нагрузках изменяется цвет лица – появляется румянец, розовеют ушки, появляется зевота. Все это свидетельствует об интенсивной деятельности головного мозга.

    Дорогие родители! Не бойтесь давать детям различные домашние поручения, соответствующие их возрасту. Выполняться они должны естественно в Вашем присутствии. Например: порезать кухонными ножницами зелень в салат, подмести пол  в кухне, протереть пыль, полить цветы…

 Вместе с Вами им все по силам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд как средство развития мелкой моторики

Возможно использование в работе с родителями...

Ручной труд как средство развития мелкой моторики

изучение способов ручного труда, как средства развития мелкой моторики, разработку системы заданий и упражнений для развития мелкой моторики у старших дошкольников...

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей .

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей....

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы о...

Опыт работы по ручному труду, как средство развития мелкой моторики.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно  в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Проект: « Ловкие пальчики». Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста

«Ловкие пальчики». Проект по развитию мелкой моторики рук через образовательную область «Художественное творчество».Художественно-продуктивная деятельность имеет большое значение в жизни детей. Лепка,...

доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"

Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»      Выполнила:С. А. Со...