Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Мартынова Светлана Михайловна

    В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ – детский комбинированного вида № 35 «Вырастайка»

    ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИЮ

    «РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Подготовила: музыкальный руководитель Мартынова С.М.

    2019 г.

    (Слайд 2)Только интонация убеждает.

    Дельфина де Жирарден

    (Слайд 3)Выразительная речь – это особое качество речи, которое позволяет выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентов выразительной речи, как указывал Я.О. Дудко, является интонация, которая включает в себя: ударение, мелодику, тембр, темп, паузы, ритм, управление голосом. Интонация, голос (просодика) способствует информативности речи на 38 % , отмечает Е.Ф.Архипова.

    (Слайд 4)В настоящее время необходимость обучения детей выразительности речи не потеряла своей актуальности. Дошкольный период является сензитивным периодом для развития и формирования речи. Чем выразительнее речь ребенка, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет, обогащает высказывания дошкольника, что стимулирует у него развитие связной речи.

    (Слайд 5) Я.О. Дудко отмечает особенности нарушений просодической речи у детей с ОНР:

    • трудности восприятия интонационных структур, логического ударения;
    • недостаточная сила голоса;
    • нарушение речевого дыхания;
    • нарушение тембра голоса;
    • нарушение темпа речи;
    • отсутствие голосовых модуляций;
    • трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений.

    Эти особенности речи детей делают ее не выразительной, монотонной, неэмоциональной, невнятной. Знания особенностей нарушений интонационной выразительности речи дошкольников позволит целенаправленно и дифференцированно построить работу по воспитанию интонационной выразительности речи как одного из основных ее компонентов.

    (Слайд 6)Профессор, доктор педагогических наук С.И.Карпова  спроектировала данную модель развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в музыкальной деятельности.

    Модель включает 4 модуля:

    1 модуль – артикуляционный;

    2 модуль – певческий;

    3 модуль – музыкально-ритмический;

    4 модуль – музыкально-инструментальный.

    (Слайд 7) Артикуляционный модуль. Цель - нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата для развития дыхания, артикуляционных и мимических мышц.

    Артикуляционный модуль программы включает:

    • (Слайды 8,9)упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания («Подуй (спой) в трубочку» - детям предлагается сначала подуть в коктельную трубочку (диаметром не менее 0, 5 см), рукой снизу можно проверить, дует ли ветерок?, а затем спеть в нее на звук «У», «Забей гол в ворота», «Танцующие цветы» и др.). Для развития дыхания применяются духовые музыкальные инструменты:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      свистульки, окарины, дудочки, флейты, дудочки и т д. (Слайд 10)Например, песенка о флейте, (слайд 11) песенка «Птички».
    • (Слайд 12)Артикуляционная гимнастика, помогающая устранить напряжение, скованность артикуляционных мышц, описана в данных книгах. (Слайд 13). В книге Н.В. Нищевой множество ярких картинок, помогающих делать гимнастику весело и интересно. Я добавила музыкальное сопровождение (например, для упражнения «Слон» использовала пьесу К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»)

    (Слайд 14)Второй модуль – певческий. Основнаяцель модуля – развитие мелодической интонации голоса.

            Певческий модуль включает:

    • (Слайд 15) Голосовые упражнения (применение голосовых карт), автор Т.Э. Тютюнникова.

    Голосовые упражнения представляют собой игру, в основе которой лежит простейшая музыка и озвучивание ее с помощью графических символов черточек, точек и так далее. Эти символы есть графическое изображение звука в данном случае голоса. На так называемых графических картах изображены разные символы, которые дети пропевают.  Сейчас мы с вами попробуем сделать голосовую разминку с помощью голосовой карты.

    (Слайды, 16, 17) Голосовое упражнение «Два друга».

    Жили-были два друга: один вот такой – спойте линию-звук вверху, а другой вот такой – спойте такую же линию внизу. Наше пение будем сопровождать движением рукой. Теперь линию вверху споет тот, кто сидит справа от меня, а линию внизу споет тот, кто сидит слева от меня. Какой рисунок подходит для высокого звука? Какой для низкого?

    (Слайд 18) Голосовое упражнение «Начинка-серединка»

         Задание: нарисовать между линиями голосом серединку.

    • (Слайд 19) Игровые распевки авторской методики «Учимся петь, играя!» А. Евтодьевой, в которых дети поют от лица сказочных героев, пение по ролям.

    (Слайд 20) Игровая распевка «Волк и Красная Шапочка».

    Волк. Эй, девчонка, ты куда? Вот сейчас бы съесть тебя!

    Красная шапочка. Домик бабушки в лесу, пирожков я ей несу.

    (Слайд 21) Здесь представлена литература, которой я пользовалась, когда занималась с детьми упражнениями из певческого модуля.

    (Слайд 22) Третий модуль – музыкально-ритмический. Его цель – это развитие чувства ритма.

     (Слайд 23)В этот модуль входят игры с картинками, с именами, с предметами: с палочками, с ладошами, с музыкальными инструментами: бубном, барабаном и т.д.

    (Слайд 24) Я предлагаю вам немного поиграть в игру с именами «Цветочек». Необходимо встать в круг, держась за руки. В центре стоит ведущий. Я говорю детям: «Представьте, что мы с вами не дети, а цветочки. У каждого цветка есть свое имя, которое он нам пропоет. Можно сопровождать свое пение хлопками, притопами, щелчками, то есть любым движением. А потом все участники игры, как эхо, будут повторять за ведущим. Прежде мы идем по кругу и поем: «Наш цветочек растет, распускается, а цветочек наш называется…»

     (Слайд 25) На этом слайде представлена литература по методике «Этот удивительный ритм».

    (Слайд 26)Четвертый модуль – инструментальный. Его цель – это музицирование на детских музыкальных инструментах.

    (Слайд 27) Реализация инструментального модуля происходит в процессе овладения детьми умениями и навыками игры на ДМИ в шумовом оркестре. (Слайд 28) Для обучения игры на музыкальных инструментах применяются графические партитуры. Перед вами графическая партитура детской песни «Маленькой елочке холодно зимой». Сейчас мы с вами превратимся в шумовой оркестр и сыграем эту детскую песенку.

    Каждое музыкальное занятие включает реализацию задач всех модулей, но, поскольку пение является ведущим видом музыкальной деятельности и главным средством развития интонационной выразительности речи, певческий материал присутствует в содержании всех модулей. Перед началом работы следует: организовать взаимодействие воспитателей логопеда и психолога с музыкальным руководителем для обсуждения целей, задач и содержания коррекционной психолого-педагогической работы на музыкальных занятиях с детьми. С логопедом обсуждаются подбор и последовательность выполнения детьми заданий (упражнения на развитие дыхания, артикуляционной гимнастики, распевок, песен, вокализов, игровых логоритмических упражнений и др.), положительно влияющих на развитие плавности речи, модуляции голоса, фонематического слуха, нормализацию деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного). С психологом – подбор музыкального репертуара для слушания детьми музыкальных произведений, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, чтобы дети становились менее возбудимыми, более спокойными, это положительным образом влияет на их межличностное восприятие, общение и взаимодействие. Следует рассмотреть возможность включения в содержание музыкальных занятий под руководством и с участием педагога-психолога специальных этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка (эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений). Модель развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в музыкальной деятельности представлена на рисунке

    1. Основными педагогическими условиями реализации модели являются:

    - постоянное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога, их участие в обсуждении и реализации задач всех модулей (артикуляционного, певческого, музыкально-ритмического, музыкально-инструментального) на каждом этапе;  не принуждение детей к выполнению заданий против их желания, недопустимость упреков и порицаний за ошибки, положительная оценка даже самых малых достижений с целью создания ситуации успеха для каждого ребенка, уверенности в собственные силы;

     формирование сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение их к участию в театрально-игровых постановках, к исполнению небольших ролей вместе с детьми на праздничных утренниках, досугах и т. д., с целью реализации принципа сотворчества взрослого с ребенком, позволяющего воспринимать ребенка как полноправного партнера, что способствует большему взаимопониманию и развитию эмоциональной близости.

    Литература

    1. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М., 2009.

    2. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

    3. Кацер О. В. Игровая методика обучения пению. СПб., 2005.

    4. Музыкальные игры и пляски в детском саду / сост. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева. М., 1963.

    5. Евдотьева А. А. Учимся петь, играя. Песенный музыкальный календарь. URL: https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135350 (дата обращения 10.02.2018).

    6. Кузнецова Е. Б. Логопедическая ритмика в играх с пением. М., 2004.

    Для повышения эффективности работы педагог должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности в собственной речи. Речь педагога должна служить образцом для подражания.

    Развитие просодии речи преимущественно у лиц с заикани ем, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса средствами логоритмики обусловлено тем, что речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент (в речи — логические уда- 43 рения), паузацию. Об акценте и мелодии в речи А. МитриновичМоджеевска говорит, что они являются выражением работы артикуляторных мышц, их напряжения и времени протекания мышечного спазма. От мышечного напряжения зависит динамический акцент, от времени протекания мышечного спазма — ритмический акцент. От положения мышц мягкого нёба, языка и мышц резонирующих полостей зависит мелодический акцент. Кроме того, мелодический акцент обусловлен частотой колебания голосовых связок. При расстройствах речи имеется нарушение акцентов как органического, так и функционального характера. Слуховое восприятие разных по силе акустических сигналов, их высоты и времени протекания только в незначительной степени определяет способность к воспроизведению акцентов. Ведущую роль играют другие свойства речи, такие, как объем движений артикуляторных мышц, способность к производству кинестетически-вербальных рефлексов. Развитие просодии, как ясно из изложенного, строится на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха. Совершенствование просодических компонентов осуществляется разнообразными средствами логоритмики и прежде всего средствами пения. УКАЗЫВАЛА ВОЛКОВА В СВОЛЕЙ КНИГЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

    Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....

    Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

    Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

    Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

    Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

    Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

    Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...