Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) по теме

Мокрикова Екатерина Владимировна

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_nar_skaz_v_razv_mimich_i_intonats_vyraz_rechi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Мокрикова Екатерина Владимировна

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. К термину «сказка» можно подобрать однокоренные слова и получить ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Дошкольный возраст оптимален для русского языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.    

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоническое развитие личности ребёнка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, это – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.  

Развитие мимики.

В силу своих возрастных особенностей маленькие дети не способны справиться с большим количеством эмоций. Это значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать с помощью мимики – главная задача.

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.  

Стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у детей не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек, т.к. мимика тесно связана с артикуляцией.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая, понимая мимику и жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность мимики и жестов – важная составляющая такой связи. По мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности, детям даются задания «от простого к сложному», в которых они должны уметь выразить мимикой и жестом различные оттенки эмоциональных состояний.

Так как не все дети могут произвольно использовать мимику, упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста.

Активизируется инициатива детей на создание ими тех или иных ситуаций по сюжетам известных им сказок в процессе реализации всех типов заданий. В ходе занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ и т.д. Далее по сюжетным картинкам из сказок дети определяют эмоциональное состояние героев.

Интонационная выразительность речи.

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств, звучащей речи, включающих такие элементы, как мелодика, темп, ритм, пауза, логическое ударение. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.

Неотъемлемой частью овладения родным языком является развитие интонационной выразительности речи. Именно интонация помогает ясно и точно выразить мысль, донести до слушателя и собеседника необходимую информацию. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи ещё в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчленённость речи, нечёткость дикции, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.                                                                                                                               Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребёнка - образец принятого употребления языковых средств.

Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец – вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит увлечённо, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о её персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.

Инсценировки.

В условиях логопедической группы участие детей в инсценировках и играх-драматизациях дает возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

По ходу игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами. Дети ярче изображают роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Навык правильной интонационной выразительной речи оттачивается в играх-драматизациях. Далее эти инсценировки включаются в программу утренника или досуга, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Для исполнения роли перед взрослыми ребенок закрепляет навык владения разнообразными средствами языка: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.

Например: игра «Сказочные зайцы»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры: взрослый вспоминает сказки, в сюжете которых участвуют зайцы. Ребенок рассказывает, какие это зайцы, или изображает, как они себя ведут, не называя данной сказки. Взрослый отгадывает, из какой сказки этот заяц.

Ребенок должен быть знаком со сказками: «Лиса, заяц и петух», «Заяц – хваста», «Сказка про храброго зайца», «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Заяц и еж» и др.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...