Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.
статья по развитию речи (старшая группа)

Тейдер Нина Иосифовна

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию. У всех детей нашей группы есть компьютер, игровые приставки, которые заменяют живое общение.  Родители очень рано начинают учить своих детей, нагружая их «полезной» информацией, готовить к взрослой жизни. И сказка- это сегодн, пожалуй, одно из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. 

     Проблеме развития образности и выразительности  речи  уделяли внимание педагоги и искуствоведы Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин,  В.В. Виноградов. Г.О. Винокур, Л.И.Тимофеев,   М.Н Кожина, И.М. Шанский, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш и др.

      Поэтому одной из основных задач работы с детьми, я выбрала сказку, как средство развития речи, её образности, выразительности, развития эмоциональной сферы детей, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Ведущая идея: создание системы работы по использованию сказки в развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей развитию образности и выразительности речи детей.

2. Разработка и организация системы работы по использованию сказки в развитии образности и выразительности речи детей.

3.  Привлечение к сотрудничеству специалистов МАДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной  среды.

В начале работы было проведено обследование уровня образности речи по методике О.С.Ушаковой.

    Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.

       Исходя из результатов обследования, стало видно, что речевое развитие детей соответствует возрасту, но недостаточно развитие образной стороны речи, частично сформированы представления об эмоциональных состояниях.

     На основании результатов обследования особенностей развития речи детей, я поставила перед собой следующую  цель и задачи работы.         

цель работы: Способствовать развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

Задачи:

1.      Развивать устойчивый интерес к русской народной сказке, воспитывать любовь к художественному слову.

2.      Закреплять умения пересказывать сказки близко по тексту, от литературного героя.

3.      Развивать умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение заявить о себе,  высказать своё мнение.

4.      Содействовать развитию образности и выразительности речи детей.

5.      Развивать умение проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумыванию продолжения, конца рассказа, по модели.

6.      Воспитывать любовь к художественному слову.

 я сформулировала следующие этапы работы по  развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста: 

1.      Ознакомление детей со сказкой.

2.      Работа над выразительностью речи, эмоциональностью и ритмичностью  движений детей,

3.      Совместное  с детьми изготовление атрибутов и декораций

4.      Театрализованная игра.

Перед началом работы, была поставлена задача: создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

При её создании мы с напарницей опирались:

•        на особенности развития детей 6-ого года жизни;

•        требования ООП И ФГОС ДО;

•        принципы создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

На первом  этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы продолжаем рассказывать им всё новые и неизвестные им сказки: «Крылатый, мохнатый и масленый», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Волк, медведь и лиса», рассказываем детям и волшебные сказки «Никита-Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Деревянный орёл» и многие другие.

Мы рассказали детям о происхождении сказки.  Вместе с детьми мы рассматривали портреты известных сказителей. Мы рассматривали их одежду, лицо (выражение). Слушали сказки в исполнении мастеров художественного слова в грамзаписи, обращая внимание на интонацию. Рассказывая детям сказку,  мы объясняли непонятные слова. После рассказывания сказки мы обязательно беседовали с детьми по сказке. Большое внимание на этом этапе уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке.  Много добрых и ласковых слов (необходимых для формирования эмоционального словаря детей) услышали дети в сказке «Морозко»: батюшка, морозушко, красна-девица и др. После чтения ряда сказок о лисе: «Кот и лиса», «Лиса и заяц», «Как лиса летать училась», «Медведь и лиса», дети отметили все отрицательные качества лисы: хитрость, обманчивость, ловкость, притворство, воровство, злость, жестокость; подобрали обратные стороны для этих качеств и отображали эмоциями; пробовали схематично изобразить различные эмоциональные состояния.

На втором этапе использовали следующие приёмы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словом, мимикой.

   Использовали различные игры и упражнения,  направленные на развитие

выразительности и эмоциональности.  Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как «Волшебное зеркало» - их содержание связано с полюбившимися сказками. «Скажи какой» - детям нравится узнавать, понимать новые слова. После слушания сказки, при её пересказе, дети выделяли части сказки, используя схемы-модели, иллюстрации по сказке. При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: «Журавль и цапля» «Лиса и журавль», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» выделяя в них последовательность развития сюжета моделями. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью и эмоциональностью речи в игровой деятельности. 

изображая каждый свою мимику, жесты, действия, присущие его герою.

    Работали над лексической стороной и развитием связной речи. Дети часто играли в дидактические игры «Расскажи сказку», «Собери сказку», пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, их эмоциональное состояние, последовательность событий.    В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь, проявлять самовыражение , эмоции и возникло желание показать  и рассказать сказки младшим детям и своим родителям.

На третьем этапе своей работы, мы готовили атрибуты к игре в сказку. Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки «Теремок» мы изготовили маски - ушки Зайца, Мышки, Медведя, а для Лисы хвост и накидку из ткани и бумаги. Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки, выражая эмоциональное состояние (своё, героя), закреплять эмоциональный словарь. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание показать её другим.

На четвертом этапе  работы, мы перешли к активизации театрализованных игр по  русским народным сказкам. За зиму и весну 2020 года мы подготовили  сказки "Теремок"  и "Колобок на новый лад". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале февраля организовали театрализованное представление для родителей.  Они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками. 

Параллельно с работой по  развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок, мы осуществляли  тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:      

*Родительские собрания,

*Показательные   мероприятия

*анкетирование

*Беседы

*Участие родителей в оснащении группы игровым материалом        Совместные мероприятия:

*Праздники

*Развлечения

*выставки совместных работ

*фотовыставки   Информирование:

*Консультации

*Памятки

*Семинары-практикумы

*метод. литература

      При помощи этих форм работы мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Родители активнее включаются в процесс ознакомления с русской народной сказкой, во взаимодействие с собственным ребёнком, развитие его речи и воспитание.

      В течение нового учебного года мы планируем провести совместное развлечение с родителями по русским народным сказкам  "Путешествие в сказку".

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: инструктором по физ. культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом.

На занятиях у психолога дети учатся определять эмоции, управлять своим настроением.

Инструктор  по физ. культуре, в подвижных играх обращала  внимание на выразительность движений и соответствие повадкам зверей. 

И музыкальный руководитель, и специалисты создают на своих занятиях условия развития речи и эмоциональности детей средствами сказки.

      Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи детей.

Повторное обследование развития образности речи по методике О.С. Ушаковой.   Которые вы видите на экране.

      Театрализация и придумывание сказок обогащает речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и эмоционально – образной стороны. Развитию речи детей, её образности, а также эмоциональному развитию детей, способствует знакомство с русской народной сказкой.

Сказка является важнейшим источником развития выразительной детской речи и способствует:

•        повышению интереса детей к русскому народному творчеству;

•        развитию творческой активности и эмоциональности;

•        развитию образной речи детей;

•        развитию связной речи;

•        воспитанию интереса к русской народной сказке, языковому богатству русского языка.

Перспективы работы следующие:

•        Продолжать работу по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

•        Продолжать развивать выразительность и образность речи детей.

•        Способствовать развитию творческих способностей при составлении сказок собственного сочинения.

•        Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами  по развитию речи детей.