Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
материал (старшая группа)

Валиева Лиана Владимировна

Выступление на педсовете  

 "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

 

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1.  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;

  1. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
  2. воспитывать любовь к художественной литературе.

 

Существуют различные методики, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

 

План работы  2020-2021г.

 

Содержание работы на 2019-2020 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

 

 

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  "Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

 

 

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

 

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки  «Хаврошечка»

НОД показ сказки «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому»

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия  «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

 

Май

Драматизация сказки

 

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста»

Март

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

Май

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie.docx23.14 КБ
Файл pedsovet_1.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  

 "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1.  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;

  1. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость;
  2. воспитывать любовь к художественной литературе.

Существуют различные методики, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

План работы  2020-2021г.

Содержание работы на 2019-2020 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  "Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки  «Хаврошечка»

НОД показ сказки «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому»

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия  «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста»

Март

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

Май

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на примере изучения русских народных сказок» Подготовила: Валиева Лиана Владимировна воспитатель МОАУ СОШ № 7 города Нефтекамск

Слайд 2

«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» Корней Иванович Чуковский

Слайд 3

Актуальность: В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Емеле, ни о Репке. Очень многим детям родители не читают сказки. Ребёнок во многом зависит от взрослых .

Слайд 4

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

Слайд 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА Потешки, заклички Пословицы Колыбельные песни Поговорки Русские народные сказки Частушки Русские народные праздники

Слайд 6

ЦЕЛЬ – Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, на примере русских народных сказок, изучить пути и методы ознакомления детей со сказками.

Слайд 8

Как на примере 5 группы происходит знакомство с русскими народными сказками

Слайд 10

В приобщении детей к русской национальной культуре При проведении режимных моментов В театрализованной деятельности, инсценировках НОД В беседах В народных подвижных играх В играх на развитие мелкой моторики В наблюдениях Виды деятельности:

Слайд 11

Рассказы детей по изготовленным руками родителей совместно с детьми книжкам, становятся более выразительными и разнообразными Создание Книжек-Малышек по русским народным сказкам.

Слайд 12

Полученные знания, навыки и умения автоматизировались в индивидуальной и коррекционной работе, включающей совместное рассматривание книг и иллюстраций, театрализация народных сказок

Слайд 13

Предметно-развивающая среда

Слайд 14

В группе оборудован театрализованный уголок, создан уголок детской библиотеки.

Слайд 15

Развивающая среда в группе обогащена художественно-дидактическими пособиями, книгами по народному искусству, иллюстративным материалом

Слайд 16

Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальных особенностей

Слайд 17

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует развитию связной речи у дошкольников

Слайд 18

Большая помощь родителей в подборе художественной литературы, наглядно-дидактических пособий, в рисовании масок по сказкам.

Слайд 19

Планомерное, систематическое использование устного народного творчества в работе является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 22

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...