Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Крупина Вероника Григорьевна

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Рассматривание и составление рассказов о предметах

«В королевстве часов»

Цель: познакомить детей с понятием «время» и способами его измерения.

Задачи:

•        формировать умение у детей рассматривать предметы и рассказывать о них,

•        пополнить словарь: куранты, стрелки, циферблат,

•        развивать речь и умение отвечать на вопросы,

•        составлять описательные рассказы,

•        находить короткое и длинное слово,

•        воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, любовь и уважение к стране, городу, в котором живёшь.

Материалы: тематические картинки «Часы», д/и «Звуковые часы», использование проектора для показа иллюстраций и звуковое сопровождение, кукла Маша, письмо с ребусом

Ход ООД:

Здравствуйте, дети! Наша Маша принесла письмо и не может разобраться, о чем оно. Давайте ей поможем:

Педагог открывает конверт. В конверте ребус к слову «часы». Дети разгадывают ребус, читают слово.

Сегодня, ребята, мы отправимся в королевство  часов. Вы же знаете, что во всех механизмах живут маленькие человечки, кто-то называет их гномиками, кто-то фиксиками. Они следят и за часами, чтобы они не ломались. Эти человечки волшебники, когда захотят, тогда и показываются.

А сейчас я расскажу вам о главных часах нашей страны. Посмотрите это Спасская башня в Кремле, столице нашей Родины Москве. На башне главные часы страны. Называются куранты. Они круглые, большие, с золотыми стрелками.  Каждый день в 6 часов утра и в 12 часов ночи можно услышать бой курантов и гимн России. А на Новый год ровно в 12 часов бьют куранты, и возвещают наступление Нового года. Это самые точные часы, все сверяют свои часы по курантам.

Повтори,  Серафим, как называются  главные часы России.

Кто хочет рассказать о Курантах. (один, два рассказа) Молодцы, Давайте послушаем бой курантов. (аудиозапись)

- Дети, подумайте и скажите, для чего  нужны часы?-  Чтобы знать время..

- А зачем, нужно знать время?- Чтобы не опоздать….

- А всегда ли были у людей такие часы со стрелками? – Нет

- А как же люди раньше узнавали время? – Иди, Полина, расскажи о этом…

- Молодец! А кто ещё, что знает про время? Расскажи, Диана..

- Хорошо! А сейчас мы познакомимся с тем, какие бывают часы, для чего они нужны и как ими пользоваться.

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет

Есть часы на полу стоящие

Бом-бом-бом на весь дом!    Про какие часы загадка?

- Правильно, напольные часы.  Почему они так называются? Полный ответ

Показываю настенные часы и рассказываю о них:

- Это настенные часы, они висят на стене. У них есть циферблат. У этих часов он круглый, а бывает и других форм. Это часы металлические,  серебристые. Стрелка большая – минутная, маленькая – часовая, тонкая, длинная – секундная. Чтобы часы работали, сзади у них есть батарейка и кнопка, чтобы подводить стрелки. Часы нужны, чтобы знать время

Повторим новые слова: циферблат, стрелка, батарейка, куранты.

- Кто расскажет про эти часы? – один, два рассказа.

 Варя  расскажет нам об этих часах стихотворение.

А ребята знают про  часы стихотворения. Расскажите нам, пожалуйста!

(Лиза,  находим картинку и т.д., Арсений, Дима, Серафим)

Вот сколько интересного мы узнали о часах! А теперь превратимся в стрелочки  и начнём считать время:

Тик-так, тик-так, хожу вот так!

Тик-так, тик-так,  все часы идут вот так!

Влево – шаг, Вправо – шаг, тик-так, тик-так!

Посмотри скорей на нас, будешь знать который час!

Дети, посмотрите, Маша принесла вам часы. Здесь вместо цифр… правильно, рисунки предметов. Это «Звуковые часы». Какие здесь стрелки: (полный ответ)

 – На часах красная и синяя стрелка.  Красная стрелка указывает слово на гласный звук, а синяя….

Будем играть. Первое задание…

Вы молодцы! Очень быстро находили нужную картинку.

Сегодня мы вместе с Машей побывали в королевстве часов и узнали много нового.

Как называется город, в котором мы живём? (Полный ответ)

В нашем городе тоже есть большие часы (картины на экране):

- на здании вокзала электронные часы

- возле планетария солнечные часы

- на улице Ленина старые механические часы, отремонтировали к юбилею города.

Что ты узнал, Серафим?  В память о королевстве часов Маша приготовила вам маленькие подарки  - раскраски с разными часами.

Литература:

  1. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа)»
  2. http://razumniki.ru/stihi_vremya_chasy.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русских народных сказок "Путешествия Зайки" для детей старшего дошкольного возраста.

Данное представление - попурри из русских народных сказок. В него вошли 8 сказок: Заяц - хваста;Заюшкина избушка;Колобок;Бобовое зёрнышко;Бычок - смоляной бочок;Курочка - Ряба;Гуси - лебеди;Колос...

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и взначительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, кото...

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: Выявление роли русских народных сказо...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...