Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Крупина Вероника Григорьевна

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Рассматривание и составление рассказов о предметах

«В королевстве часов»

Цель: познакомить детей с понятием «время» и способами его измерения.

Задачи:

•        формировать умение у детей рассматривать предметы и рассказывать о них,

•        пополнить словарь: куранты, стрелки, циферблат,

•        развивать речь и умение отвечать на вопросы,

•        составлять описательные рассказы,

•        находить короткое и длинное слово,

•        воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, любовь и уважение к стране, городу, в котором живёшь.

Материалы: тематические картинки «Часы», д/и «Звуковые часы», использование проектора для показа иллюстраций и звуковое сопровождение, кукла Маша, письмо с ребусом

Ход ООД:

Здравствуйте, дети! Наша Маша принесла письмо и не может разобраться, о чем оно. Давайте ей поможем:

Педагог открывает конверт. В конверте ребус к слову «часы». Дети разгадывают ребус, читают слово.

Сегодня, ребята, мы отправимся в королевство  часов. Вы же знаете, что во всех механизмах живут маленькие человечки, кто-то называет их гномиками, кто-то фиксиками. Они следят и за часами, чтобы они не ломались. Эти человечки волшебники, когда захотят, тогда и показываются.

А сейчас я расскажу вам о главных часах нашей страны. Посмотрите это Спасская башня в Кремле, столице нашей Родины Москве. На башне главные часы страны. Называются куранты. Они круглые, большие, с золотыми стрелками.  Каждый день в 6 часов утра и в 12 часов ночи можно услышать бой курантов и гимн России. А на Новый год ровно в 12 часов бьют куранты, и возвещают наступление Нового года. Это самые точные часы, все сверяют свои часы по курантам.

Повтори,  Серафим, как называются  главные часы России.

Кто хочет рассказать о Курантах. (один, два рассказа) Молодцы, Давайте послушаем бой курантов. (аудиозапись)

- Дети, подумайте и скажите, для чего  нужны часы?-  Чтобы знать время..

- А зачем, нужно знать время?- Чтобы не опоздать….

- А всегда ли были у людей такие часы со стрелками? – Нет

- А как же люди раньше узнавали время? – Иди, Полина, расскажи о этом…

- Молодец! А кто ещё, что знает про время? Расскажи, Диана..

- Хорошо! А сейчас мы познакомимся с тем, какие бывают часы, для чего они нужны и как ими пользоваться.

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет

Есть часы на полу стоящие

Бом-бом-бом на весь дом!    Про какие часы загадка?

- Правильно, напольные часы.  Почему они так называются? Полный ответ

Показываю настенные часы и рассказываю о них:

- Это настенные часы, они висят на стене. У них есть циферблат. У этих часов он круглый, а бывает и других форм. Это часы металлические,  серебристые. Стрелка большая – минутная, маленькая – часовая, тонкая, длинная – секундная. Чтобы часы работали, сзади у них есть батарейка и кнопка, чтобы подводить стрелки. Часы нужны, чтобы знать время

Повторим новые слова: циферблат, стрелка, батарейка, куранты.

- Кто расскажет про эти часы? – один, два рассказа.

 Варя  расскажет нам об этих часах стихотворение.

А ребята знают про  часы стихотворения. Расскажите нам, пожалуйста!

(Лиза,  находим картинку и т.д., Арсений, Дима, Серафим)

Вот сколько интересного мы узнали о часах! А теперь превратимся в стрелочки  и начнём считать время:

Тик-так, тик-так, хожу вот так!

Тик-так, тик-так,  все часы идут вот так!

Влево – шаг, Вправо – шаг, тик-так, тик-так!

Посмотри скорей на нас, будешь знать который час!

Дети, посмотрите, Маша принесла вам часы. Здесь вместо цифр… правильно, рисунки предметов. Это «Звуковые часы». Какие здесь стрелки: (полный ответ)

 – На часах красная и синяя стрелка.  Красная стрелка указывает слово на гласный звук, а синяя….

Будем играть. Первое задание…

Вы молодцы! Очень быстро находили нужную картинку.

Сегодня мы вместе с Машей побывали в королевстве часов и узнали много нового.

Как называется город, в котором мы живём? (Полный ответ)

В нашем городе тоже есть большие часы (картины на экране):

- на здании вокзала электронные часы

- возле планетария солнечные часы

- на улице Ленина старые механические часы, отремонтировали к юбилею города.

Что ты узнал, Серафим?  В память о королевстве часов Маша приготовила вам маленькие подарки  - раскраски с разными часами.

Литература:

  1. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа)»
  2. http://razumniki.ru/stihi_vremya_chasy.html