Использование малых форм фольклора и русских народных сказок в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Консультация для воспитателей на методическое объединение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_folklor.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 2

Консультация

«Использование малых форм фольклора и русских народных сказок в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Воспитатель:

Жихарева А.В.

Сургут 2013 год

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. В младшем дошкольном возрасте в развитии речи детей большое значение имеет знакомство с фольклором.

Знакомство с потешкой - особым видом малого фольклорного жанра.

В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка - художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь - сильный, белка - хлопотунья и т. д.

Перед детьми мы ставили задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.

Даже очень застенчивые дети научились выступать перед своими товарищами.

На занятиях мы так же используем загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать? ». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются, то используем картинки - подсказки.

Так же большое внимание в развитии речи детей мы уделяем русским народным сказкам.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

В своей работе мы стараемся использовать нетрадиционные способы в знакомстве со сказками.

Сказку можно нарисовать или слепить из пластилина (соленого теста).

Каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование или лепка сказочных персонажей из доступных материалов помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.

Сказку можно сложить из ткани.

Сказку можно понюхать. 

Проведенное исследование показало: на вопрос о том какие запахи дети знают, они отвечали весьма однообразно, чаще все называли запахи духов и цветов и очень удивлялись тому, что окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую “палитру” запахов. Чтобы дети убедились в этом на практике, мы начали собирать коллекцию запахов. В разные пластмассовые баночки положили разные предметы, имеющие ярко выраженный своеобразный запах (например, мускатный орех). Можно сказать, что “нос”, т. е. развитое обоняние, помогает детям “ощутить” сказку более разносторонне и богато. 

А ещё сказки могут звучать. 

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, ломаная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и др.). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

Еще одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.

Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивая их связную речь. В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.