Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей23.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

                                         Это творчество такое, но оно ведь непростое.

                                    Сочинил его народ, до сих пор оно живет.

                                             Чаще только на словах, но бывает и в стихах,

  Музыке, архитектуре, отражается в культуре.

                                    И скажу я вам без спора – нет народнее фольклора.

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
    Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.
    Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.


Котя – котенька - коток,
твой пушистенький хвосток.
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.


    Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.
    Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. 
Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. 


                                             Катя, Катя маленька,
                                             Катенька удаленька,
                                             Пройдись по дорожке,
                                             Топни, Катя, ножкой.

    Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька»,

«серый-серенький».
                                            Заинька, войди в сад,
                                           Серенький войди в сад.
                                          Зайка, зайка, войди в сад,
                                         Серый, серый, войди в сад!

Дети с удовольствием повторяют:

      Солнышко, солнышко,
      Выгляни в оконышко!
      Солнышко, нарядись,

       Красное, покажись!
         Ждут тебя детки,
         Ждут малолетки.                                         Дождик, дождик, пуще, 
                                                                                     Дам тебе гущи, 
                                                                                 Выйду на крылечко, 
                                                                                     Дам огуречка.


    С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. 
    Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. 
    Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
    Сменяют потешки - прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.


                                             Пошел котик на торжок,
                                              Купил котик пирожок,
                                             Пошел котик на улочку,
                                               Купил котик булочку.
                                                    Самому ли есть,
                                                  Либо Ане снесть?
                                                    Я и сам укушу,
                                                 Да и Ане принесу.


    Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
                                                Петя-Петя-Петушок,
                                           Петя - красный гребешок,
                                               По дорожке он пошел.
                                                 И копеечку нашел.
                                               Купил себе сапожки,
                                               А курочке - сережки!
 
    Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные илисозвучные слова: 

Сшит колпак не по - колпаковски, надо его  переколпаковать и перевыколпаковать;


На дворе- трава, на траве-дрова. Не руби дрова посреди двора!


    Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. 
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.
    Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.


                                          Раз, два, три, четыре, пять -
                                           Вышел зайчик погулять.
                                           Вдруг охотник выбегает,
                                          Прямо в зайчика стреляет.
                                             Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
                                             Убегает зайчик мой.


    Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. 
    Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
    В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. 
    Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее. Происходит использование одних и тех же средств поэтического языка - «дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. 
    Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.
    Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте, читайте, играйте вместе с ребенком от души и для души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности ...

Консультация для родителей "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

quot;Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В консультации рассказывается о  значимой роли  народного фольклора в развитии речи детей. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Используя детский фолькло...

Консультация для педагогов "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

   Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду,...

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

в консультации рассказывается о значимой роли фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста...