Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Пухтинова Светлана Владимировна

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости народной массы. Это – детский фольклор.

                                                                                        Г. С. Виноградов 

        Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт с ребенком. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной и речевой активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение.

        В своей работе особое внимание мы уделяли   расширению активного словаря детей за счёт того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, крынка, кувшин; полати, полавочник, скамейка, табурет и пр.).

Для большего понимания малышами устных фольклорных произведений в группе, в патриотическом уголке- подобие русской «избы»,                                                                                                                                                                             подвесили люльку с младенцем – куклой, которому и адресуются все колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки.

        Организации нод в «избе» была  связана с поиском соответствующего сюжету потешки игрового персонажа , но помимо этого использовались игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, мишка). Детям нравилось, когда  в «избу» приносили героев потешки или персонажа из настольного театра и ласковым, нежным голосом начинали припевать:

                                Уж как я ль мою коровушку люблю!

                                         Уж как я ль – то ей крапивушку нажну!

                                Кушай вволюшку, коровушка моя,

                                Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

        Чтобы дети быстрее запоминали песенку, мы показывали, где живет коровушка, кто её хозяйка, описывали само животное, при этом старались, чтобы все герои были как живые, могли двигаться и говорить с детьми. Мы обогащали детей теплотой добрых чувств, используя народную песенку, привнося национальный колорит особого отношения к животным. После таких коротких  обыгрываний, дети старались перенести их в повседневную жизнь. Сами изображали коровушку, передавали её образ движениями, мимикой и голосом.

         Дети с большим увлечением и большим интересом относились к тому, когда мы перевоплощались сами и, ставя перед ними задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Дети учились всей группой двигаться, говорить, как петушок, козочка, дед, бабка и т. д., в зависимости от того, о ком потешка. Например:

                                        Козушка –

                                        Белоногушка.

                                        По лесу ходила,

                                        Волка дразнила:

                                        «А я волка не боюсь,

                                        Не боюсь.

                                        Я серого не страшусь,

                                        Не страшусь.                                  

                                        Я от серого, от волка

                                        Под берёзой схоронюсь».

        

        Дети сразу превращались в козочек, на их лицах появлялось хитрое, шаловливое выражение, и они начинали двигаться и дразнить волка. Ритмичный тест потешки побуждал их к действиям, создавал радостное настроение. Но главное никто не оставался в стороне, все с увлечением относились к нашей деятельности. Детям нравилось узнавать что-то новое, ещё неизведанное, преподносимое им на красивом и звучном языке потешек и побуждающее их к движению. Видя интерес детей к фольклору с использованием движений, мы стали включать эти народные игры малой подвижности и мелкой моторики рук по потешкам  в другие нод, физкультминутки и разминки,  в режимные моменты.

        Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики, и «методика движения» продолжает эту педагогическую традицию. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей и развитием их речи. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи,  и в  показе движений. Благодаря детскому фольклору, обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.

Малые формы фольклора использовали и при формировании навыков самообслуживания и гигиены.   Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешке. Так, во время умывания одному из детей говорим:                

Ай, лады, лады, лады,

                        Не боимся мы воды,

                        Чисто умываемся,

                        Друг другу улыбаемся.

        А другому подготовили следующую потешку, которая помогала ему умываться, произносили:                              

                        Водичка, водичка,

                        Умой моё личико,

                        Чтобы глазоньки блестели,

                        Чтобы щёчки краснели,

                        Чтоб смеялся роток,

                        Чтоб кусался зубок.

        Ритмичные слова вызывали у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляли руки под струю воды, самостоятельно умывались и чистили зубы.

        Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее наст-роение. Вот почему мы старались, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать желание есть у детей с плохим аппетитом, мы произносим:

                        Травка – муравка со сна поднялась,

                        Птица – синица за зерно взялась,

                        Зайка – за капусту,

                        Мышки – за корку,

                        Детки – за молоко.

        Или:

                        Умница Катенька,

                        Ешь кашку сладеньку,

                        Вкусную, пушистую,

                        Мягкую, душистую.

        Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тоски по дому, по маме. Ребёнку, который долго не засыпал и смотрел  грустными глазами, мы говорим потешку:

                        

Спи, усни, дитя Никитушка,

                                        Все ласточки спят,

                                        Все касаточки спят,

                                        Нашему Никиточке

                                        Спать велят.

        Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы приговаривали:

                        Вот они – сапожки,

                        Этот – с левой ножки,

                        Этот с правой ножки,

                        Если дождичек пойдёт,

                        Наденем калошки,

                        Этот – с правой ножки,

                        Этот с левой ножки,

                        Вот как хорошо!

                                                             

                                                                                                                           

Или:

                        Завяжи потуже шарф,

                        Буду делать снежный шар.

                        Я шар покачу,

                        Гулять хочу.

Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку, что способствовало развитию речи детей.

        Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяли: «Баю – баюшки-баю», во время кормления приговаривали: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

        Потешки воспитывали у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Ваню поднимает Саша  и приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

                Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицы можно использовать в любой ситуации.

         Дети выполняют задание под названием «Шнуровка», требующее усидчивости и терпения. Если кто-то из них начинает проявлять беспокойство, ему  дают совет: «Без терпения нет умения. Терпение и труд всё перетрут. Большому кораблю – большое плавание». Или садимся на нод по развитию речи: «Сядем рядком да потолкуем ладком». В рассказе о поступках и поведении человека можно использовать следующую пословицу: «Сей добро, посыпай добро, жни добро, оделяй добром». Дети собираются на прогулку,

напоминаем самому медлительному: «Семеро одного не ждут».

                Во время прогулок пословицы помогают лучше объяснить различные явления природы. Гуляем по осеннему лесу, любуемся спелыми гроздями рябины и красотой, можно отметить: «Осень красна плодами». В некоторые нод с использованием фольклора, мы тоже включаем пословицы, но при этом предварительно объяснив их смысл. Дети младшего дошкольного возраста ещё не готовы к правильному их пониманию и употреблению в нужное время и в нужном месте, но «посеянное зерно» в скором времени даст свои «всходы».

        Фольклор включает в себя ещё один интересный вид продуктивной деятельности – это загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. Учить детей отгадывать загадки мы начинали так, как предлагает Е.И. Тихеева. На стол выставлялось несколько игрушек, для каждой подбирали загадку: «Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожицами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове  красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры». Дети быстро отгадывали загадки, ведь объект находился прямо перед глазами, а в самой загадке обращали внимание детей на мелкую образную характеристику игрушки.

        Потешки, пословицы, поговорки, загадки – все эти малые фольклорные формы плавно переводят нас в мир сказки. Персонажи потешек являются типичными образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства, несут мудрость, содержащуюся в пословицах, и тайну, заключённую в загадках.

        Много времени мы уделяли сказкам. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, взаимоотношения персонажей и отношение рассказчика к его героям. Но, прежде всего, следуя народным традициям, мы начинали рассказывать сказку с присказки:

                                

                                За ступенькою ступенька-

                                Станет лесенка,

                                Слово к слову

                                Ставь складенько-

                                Будет песенка,

                                А колечко на колечко-

                                Станет вязочка.

                                Сядь  со мною на крылечко,

                                Слушай сказочку.

                Не спешили мы задавать детям вопросы по содержанию сказки, так как было интересно, как дети делятся впечатлениями друг с другом. А затем постепенно, вступая в беседу, подводили детей к правильному пониманию сказки.

        Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли её, мы подбирали соответствующие игрушки, картинки и вносили в группу и  обращались к детям: «Дети, посмотрите из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки её героев, выявлялось отношение детей к ним. Именно в подобных беседах и выполняются задачи по развитию речи, а именно:  формируется грамматический строй речи, звуковая культура речи, развивается словарь детей и связная речь.

        Иногда мы прибегали к такому приёму, как прослушивание сказок в грамзаписи. Народная музыка, сопровождающая сказку, русские народные песенки её персонажей помогали детям вслушаться в сказку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью и пленительностью народного языка.

        Мы  вместе с детьми много времени посвятили фольклору, художественному слову народного языка. Мы учили детей восприятию фольклорных текстов, формировали у них умение слушать и слышать, раскрывая притягательную силу народного слова – и дети отвечали  взаимной любовью.

        В своей работе, помимо нод мы проводили с детьми словесные дидактические игры: «Матрёшки», «Андрей-воробей», «У дядюшки Якова» и др., которые являются ярким вспомогательным материалом для развития речи детей  и создание положительного эмоционального настроя.

        Детский фольклор дает детям большой опыт в навыках театрализованной деятельности.

Инсценирование бывает разных видов. Например, дети передают содержание прибаутки, потешки с помощью пластических движений тела, выразительных мимики, жеста, и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это живая картина. Например, потешка:

                Сидит кот у ворот,

                К себе кошечку ждет,

                На балалаечке поигрывает,

                Мышкам глупеньким подмигивает.

Бывает, что добавляются и слова, объем которых невелик:

                Восп (рассказчик): Был у бабушки коток,

                        Часто бегал в погребок.

                        Ел сметану и творог.

                        Бабушка догнала,

                        За чупочек подрала

                Ребенок (Бабушка): вот тебе, коток,

                                        За сметану и творог.

        Детям детский фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, набираться ума-разума, становиться общительными, добрыми и искусно владеть художественно-речевыми формами языка согласно возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста...