Главные вкладки

    Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Гомзикова Алла Евгеньевна

     

    - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

    - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

    - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon users_30_proekt1dek.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУ  ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

    Факультет «Дошкольное и начальное школьное образование»

    Кафедра «Педагогика и психология детства»

                                         Педагогический проект

    «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    КПК: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-дошкольника.»

                                        Выполнила: Гомзикова Алла Евгеньевна

                                        Воспитатель

                                                                            Сланцевский детский сад №2

                                                                            Сланцевского рай-на. Лен. Обл.

                                                  Руководитель: Реброва Вероника Ивановна

    доцент кафедры, кандидат педагогических наук                                                

    Санкт-Петербург  2012

                                             Тип проекта

    По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

    По содержанию:  социально - педагогический.

    Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет, воспитатель групп, родители.

    По времени проведения: долгосрочный.

    По характеру контактов: в рамках ДОУ.

    обоснование проекта

                      «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

    Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

    оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

    оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

    оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

    К.Д.Ушинский

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

     Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

     Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

     Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

    Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

    Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    проблема: 

    ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

    ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

    гипотеза проекта: 

    Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

    Цель проекта:  

    развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

    задачи проекта :  

    - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

    - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

    - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

    Методы и формы проекта:

    ФОРМЫ:

    занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

    ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

    Методы:

    наблюдение, рассказ, игры, показ.

    обеспечение проектной деятельности

    Информационные ресурсы:

    http://festival.1september.ru/

    http://nsportal.ru/user/136090

    http://www.maaam.ru/obrazovanie/konspekty-zanyatij

    Методическое:

    1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

    2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.

    3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

    4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

    5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

    6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

    8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

    Дидактическое:

    перспективный план;

    Циклограмма деятельности детей по теме «Фрукты»

    конспекты тематических  занятий;

    Стратегия осуществления проекта

    Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы «Сланцевского детского сада №2», г. Сланцы, Ленинградской области:

    Разработка перспективного плана организации осуществлялась развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.  ;

    с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога  и детей:

    проведение цикла тематических  занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на  освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

    дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ;

    проведение подвижных игр;

    специальные игровые задания;

    психогимнастика.

    с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

       

    проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

    проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

     

    Ожидаемый результат

     Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

    обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

    у детей повысить интерес  к устному народному творчеству ;  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

    - Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

    у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;

    сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;

    у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

    родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

    содержание проектной деятельности

    Этапы и сроки реализации:

     I этап – подготовительный,

    II этап – практический,  

    III этап – заключительный .

    1)        подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

    2)        собственно – исследовательский(основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

    3)        завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

    III этап – заключительный

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

    Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

                 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

               С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

     С колыбельными песнями начинаюТ знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

      Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

    Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

     Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

    Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

      Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

     На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

    Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

    Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

    Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

     Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»

     Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

     Диагностика по разделу программы «От рождения до школы»  показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

     Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.  

     По разделу «Развитие словаря» положительная динамика  составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5%, отсутствуют дети с низким уровнем.

     Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.  

     Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

     В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

    Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

    Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

    «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...

    самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

    Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

    Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

    Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....