Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Мороз Ирина Ивановна

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 52 ст. Петровской МО Славянский район

Проект: «Влияние устного  народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Мороз Ирина Ивановна,

воспитатель

                                                 2016 г.

Актуальность проекта:

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Младший возраст имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился,          необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Произведения устного народного творчества  являются ценным материалом для речевого развития детей не только в ведущем виде деятельности – игре, но и при  освоении многообразного опыта старшего поколения.

Цель проекта: Использование устного народного творчества как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.

     Задачи проекта:

1. Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

2.Знакомить детей с  окружающим миром, с укладом жизни и быта русского народа.

3. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами  устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.

Методы и формы проекта:

Для реализации проекта я использую разные виды методов.

Словесные: беседы, рассказ, коллективное чтение.

Игровые: дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры.

Наглядные: демонстрация и иллюстрация картин, плакаты, альбомы, мультимедийные пособия.

Также в своей работе я использую формы:

Тематические и открытые занятия, досуги, наблюдения, игры, разучивание потешек, стихов, загадок; консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, свободно самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.      

Объект исследования: дети младшей группы

Предмет исследования: влияние устного народного творчества  на развитие речи детей младшего возраста.

Предполагаемый результат: ребёнок владеет активной речью, включенной в общение, речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Содержание  практической деятельности:

1 этап: Изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала   замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего

 детства побуждать к речевой активности.

Изучение  опыта  построения педагогического процесса с детьми младшего возраста позволили  определить следующие моменты, позволяющие расширить и упростить процесс развития речи:

 Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Побуждая наблюдать за взрослым и повторять его движения,  сопровождение действий произведениями УНТ, певучими и выразительным, ребенок  учится говорить, становится более самостоятельным. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

Повторное использование фольклорных  сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Произведения устного народного творчества эмоционально выразительны, понятны и интересны детям, не вызывают надоедания. Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора .

Уровень сложности материала для занятий с детьми младшего возраста должен быть адекватен возрасту. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

 Произведения народного творчества проверены веками, малыши с удовольствием  пытаются  выполнить задание. Главная задача воспитателя - подбадривать детей. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

Вывод: материал УНТ доступен для маленького ребенка, многообразие дает возможность усложнению одного и того же задания  постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо планировать работу с произведениями таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время выполнения культурно-гигиенических процедур необходимо гибко варьировать количество используемых произведений малых фольклорных форм, в зависимости от ситуации,  возможностей детей и их поведения.

2-й этап – работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами русского народного творчества.

Данный проект осуществлялся мною в МАДОУ детский сад 52. Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

  1. Проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм: в рисование, лепке, конструирование.
  2.     Подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
  3. Подобрана и оформлена, рассказана и обыграна картотека потешек, песенок, прибауток.
  4. В группе имеется настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр рукавичек: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок»,
  5. «Три медведя».
  6. Мною наполнены наголовники по сказкам: « Волк и семеро козлят», «Колобок», «Жили у бабуси».  
  7. Составлена картотека по народным играм: «У медведя во бору»,

«Огуречик, огуречик», « Морская фигура». Также любим играть в хороводные игры: « Жили у бабуси», « Мыши водят хоровод»,

«Угадай, кто я».

  1. В группе есть аудио и видеокассеты со сказками и песнями.
  2. Проводятся открытые мероприятия и праздники.
  3. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы.

Так дети любят качаться на лошадке и приговаривать:

«Еду, еду, к бабе. К деду

На лошадке, в красной шапке».

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приёме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности.  

При умывании:

« Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели.

Чтобы щёчки горели.

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок».

Перед обедом мы проговариваем:

« На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно.

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем « спасибо».

Перед сном:

« Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже».

    Также на протяжении всей моей работы я проводила занятия на тему:

«Котя – котенька», «Кукла заболела», «Петушок и его семья», в которых знакомила детей с устным народным творчеством.

 3-й этап – взаимодействие с семьями воспитанников.

  Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей ( в течении учебного года).

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно поэтому я регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности.

Для наших родителей регулярно проводятся утренники, мероприятия и праздники вместе с родителями: «Осень», «Новый год», «8 марта»,

 «Масленица», включающие произведения устного народного творчества.

Также в своей работе вместе с родителями использовала следующие виды работы:

  1. Беседы с родителями коллективные и индивидуальные на тему:

«Развитие речи детей».

  1. Разучивание потешек, песенок, стишков, выступление для родителей:

«Посиделки».

  1. Анкетирование для родителей на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству».
  2.  Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Вывод:

 Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного - речевого развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В результате приобщения младших дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились  чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей  на начальном этапе их развития.

В дальнейшем своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое  воспитание ребёнка.  

Изучение методической литературы:

  1. Князева О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Детство – 2008.
  2. Козырева Л. М., «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.
  3. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа», М., 2009.
  4. Янушко Е. А. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей  1,5-3 лет». М., 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Проект "Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи детей. <<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интелектуальное развитие ребенка, но и ф...

Проект "Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

"В гости к сказке" Методичесая разработка в виде проекта по теме "Устное народное творчество в развитии речи детей  младшего дошкольного возраста"  Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым моло...

Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Педагогический  проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...