"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Калинкина Виктория Викторовна

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и в силу занятости мало уделяют внимания детям. Поэтому мы совместно с детьми и родителями создали этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_priobshcheniya_detey.pptx917.96 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ « Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Составитель: воспитатель ГБДОУ д /с № 61 «Ягодка» Калинкина Виктория Викторовна. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

Слайд 2

Содержание: Введение Цель Задачи Используемые педагогические технологии 5 направлений развития ребёнка :( социально- коммуникативное развитие , познавательное развитие , речевое развитие , художественно-эстетическое развитие , физическое развитие). Работа с родителями Итоговое мероприятие Заключение Список литературы

Слайд 3

Введение: Актуальность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Слайд 4

Цель проекта: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Задачи: 1. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с русским народным фольклором. 2. Формирование умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской. 3. Освоение детьми характерных элементов, Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. 6. Приобщать родителей к совместной деятельности. колорита, композиции.

Слайд 5

Предполагаемый результат: Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства , старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Слайд 6

Используемые педагогические технологии: Технологии проектной деятельности Здоровье сберегающие технологии Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ- технологии) Проблемно-игровые технологии.

Слайд 7

Планирование проектной деятельности Социально - комму ни кативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Экскурсия», «Библиотека», «Ателье», «Мир театра», «На концерте», «В художественной мастерской». Труд: уборка участка от листьев. Работа в цветнике. Ремонт книг. Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству. Безопасность: «Правила поведения на дороге и тротуаре», «Как вести себя в транспорте», «Правила поведения в музеях, театрах». Правила поведения при работе с иглой , ножницами. Ознакомление с окружающим: Прогулка по парку. Экскурсия в гончарную мастерскую. Беседы: «В гости к мастерам». Конструирование из бумаги: оригами «Матрешка». Дидактические игры: «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Чудесный мешочек».. ФЭМП: Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация). Ориентировка в пространстве. Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое». Исследовательская деятельность: « Свойства и особенности глины». Чтение: былина «Добрыня и Змей», «Садко». Сказки: «Волк и лиса» , « Василиса Прекрасная» , «Снегурочка». Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица». Заучивание стихов, потешек , пословиц, придумывание и загадывание загадок. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря). Сюжетный рассказ по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Речевая игра «Кузовок», «Какой? Какая?». Дидактические игры: «Кому что», «Путешествие». Драматизация: р. н. сказка « Крылатый, мохнатый да масляный. Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Веселые матрешки», « Филимоновская игрушка», « Каргопольская игрушка », «Дымковская барышня». Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк». Музыкальное воспитание: Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… », «Идет матушка-весна», «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой. Частушки. Парный танец . Игра на муз. инструментах. Подвижные игры: "Кошки-мышки». “ Два Мороза”, “Краски”« Пузырь», «Каравай», «Бабка Ёжка ». Дыхательная гимнастика: «Гуси летят», «Пастушок», «Сыграем на гармошке ». Психогимнастика : «Настроение ». Гимнастика для глаз: «Лучик солнца», «Дождик», «Веселая неделька ». Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому», «Сорока- ворона», « Паличик-мальчик », Развитие мелкой моторики рук: Дидактические игры: « Обведи и раскрась ».

Слайд 8

Социально-коммуникативное развитие Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

Слайд 9

Познавательное развитие Конструируем из бумаги «Веселые матрешки» (техника оригами).

Слайд 10

Речевое развитие Дидактические игры: «Русские узоры» , «Путешествие матрешек» , «Подбери узор» , «Матрешки».

Слайд 11

Художественно-эстетическое развитие Уголок по народно - прикладному искусству , уголок ИЗО и уголок для театрализованной деятельности.

Слайд 12

Музыкальное воспитание развивает у детей способность чувствовать, понимать и любить музыку, выразительно стройно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах.

Слайд 13

Физическое развитие Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания детей. Любимые хороводные игры детей: «Пузырь», «Каравай», «Бабка Ёжка », «Перелет птиц» и т.д Календарные народные игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Слайд 14

Масленица – один из самых весёлых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящён Солнцу и завершает зимний период праздников.

Слайд 15

Работа с родителями Всю работу по развитию у дошкольника мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: народных праздниках, развлечениях, досугах , мастер-класс для мам и пап , выставка: «Умелые руки родителей». Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

Слайд 16

Также родители оформили книжки-малышки по загадкам Родителями сшиты для детей элементы русского национального костюма: (кокошники, кепки, сарафаны, косоворотки, фартуки).

Слайд 17

Итоговое мероприятие Выставка детских работ ( филимоновская , каргопольская , дымковская игрушки).

Слайд 18

Весёлые матрёшки , тряпичные куклы.

Слайд 19

Заключение Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Слайд 20

Список литературы Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Конспекты занятий. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество». Князева О.А., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». КупринаЛ.С ., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». Методические рекомендации. Литвинова М.Ф «Русские народные подвижные игры». Скоролупова О.А. « Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». Тарабарина Т.И « Пословицы, поговорки, потешки , скороговорки». Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (Старший дошкольный возраст). Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

ПРОЕКТ: « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Актуальность темы:Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствове...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...