музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
проект (средняя группа)

Новикова Марина Анатольевна

музыкальный проект для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_proekt.docx23.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-образовательный проект

на тему:

«Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста   к истокам русской народной культуры»

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Народный фольклор  ,как средство  приобщение детей среднего дошкольного возраста  к истокам русской народной культуры»

2.

Автор проекта

Новикова М.А, музыкальный руководитель

3.

Цель и задачи проекта

Цель:

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.

Задачи:

-Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, , песням) в разных видах музыкальной  деятельности.

4.

Сроки реализации проекта

продолжительность октябрь-декабрь.

5.

Тип проекта

Творческий, групповой.

6.

Участники проекта

Музыкальный руководитель, воспитатели,  дети средней  группы, родители.

                                                          Актуальность

Актуальность  этой  проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Постановка проблемы

Отсутствие системы приобщения дошкольников 4 -5  лет к  народной культуре и использовании её в различных видах музыкальной деятельности.

Пояснительная записка

На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков. Большую роль в процессе воспитания  играют народные обычаи и традиции, народные праздники.

Русский фольклор - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.

В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный:

- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.

2 этап – основной:

- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.

3 этап – заключительный

 подведение итогов.

Условия реализации проекта

Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно-  развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:

- В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Русские народные инструменты ».

Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства.

В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, консультации для воспитателей и родителей.

За время работы над проектом ребята познакомились с русскими народными сказками, потешками, предметами русского быта, русскими  народными инструментами.

Принципы реализации проекта

Для реализации поставленных задач нами был  разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

1.Принцип активности и  посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

                                                   План реализации  проекта                                                                

Сроки

Планируемые действия по выполнению задач

Ответственные

октябрь

Анкетирование родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

октябрь

Чтение потешек, закличек, считалок.

Слушание, пение колыбельных песен.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

ноябрь

  Знакомство с   русскими народными играми

Музыкальный руководитель

Ноябрь-декабрь

Создание мини-музея «Русские народные инструменты», постепенное его пополнение.

Музыкальный руководитель

ноябрь

Развлечение «В гостях у Петрушки».

Музыкальный руководитель

декабрь

Развлечение «К нам в гости пришла Матрёшка».

Музыкальный руководитель

Консультация для воспитателей: «Фольклор в развитии младших дошкольников».

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Малый фольклор

музыкальный  руководитель

Ожидаемые результаты:

-Развитие интереса к русским народным песням, потешкам, играм;

-Развитие творческих способностей;

-Гармонизация отношений между детьми и взрослыми.

Методы и приёмы, используемые в работе

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры. Образовательную  деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем как яркое общение с малышами. В своей работе используем словесные, игровые, наглядные методы.

В русском народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, храбрости, правде, трудолюбии. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

В работе использовалось:

-Чтение русских народных сказок.

-Просмотр сказок по телевизору.

-Заучивание потешек, колыбельных песен.

-Разучивание танцев, игр, песен.

-Применение игрушек и изделий народных промыслов.

-Использование разных видов театра.

-Рассматривание иллюстраций.

Ознакомление  малышей с разными жанрами фольклора проходит через:

-Регламентированную образовательную деятельность.

-Самостоятельную деятельность детей.

-Совместную деятельность в режимных моментах.

Взаимодействие с родителями.

Помощь в нашей работе нам оказывали  родители. Совместное  пополнение мини-музея русскими народными инструментами, помощь в изготовлении масок, костюмов.

Сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы использовали разные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу:

-Анкетирование.

-Беседы.

-Консультации.

                                Взаимодействие с воспитателями

-Беседы.

-Консультации.

-Подбор методической, художественной литературы.

-Подбор пособий для занятий.

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что  приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, создание развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.

Литература.

1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.

2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 1976 г.

3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 1998г.

4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.

5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.

6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"

Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы  народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...