Главные вкладки

    Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
    проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

    Кривельская Татьяна Валерьевна

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

    Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

             Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx173.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

    « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    C:\Users\user\Desktop\00russkie_pesni.jpg

    КРИВЕЛЬСКАЯ Т.В.

    Автор проекта: Кривельская  Татьяна Валерьевна

    Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

    Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.

    Цель проекта: развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям; приобщение детей к национальной культуре; развитие интереса к народному творчеству; воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

    Задачи проекта:

    1.  Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

    2.  Знать характерные особенности разных промыслов.

    3.  Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

    4.  Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

    5.  Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

    6.  Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.

    Срок проведения: 3-4 неделя декабря 2017 года.

    Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса в организованной деятельности и в повседневной жизни.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к образованию предъявляют принципиально новые требования. Результатом образования должно стать его соответствие опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научаться самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

    Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

            Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа.

    Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
              Ожидаемые результаты:

    • воспитание любви к народному искусству России;
    • развитие познавательных и творческих способностей детей;
    • ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе;
    • привлечь всех родителей в реализации проекта;
    • укрепление семейных связей

    Формы работы с родителями:

    • Консультации: «Дымковская игрушка»;

    «Виды народного декоративно-прикладного искусства»;

    «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

    • Анкета для родителей «Приобщение детей к русской культуре»

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально – художественная, чтение художественной литературы.

    Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

            Этапы проекта.

           1. Организационный.

    • - Изучение, анализ, подбор  и педагогической, методической литературы;
    • -  Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
    • - Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
    • - Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

      2. Информационно – практический

    - Беседа с детьми  «Умелые мастера из деревни Дымково»

     - Просмотр альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома»,     «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка». 

    -  Лепка из глины «Дымковская игрушка»,

     -  лепка из соленого теста «жаворонки»

      - рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)

     - Оригами «Филимоновский петушок».

    - Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)

     

      3. Завершающий.

    • Совместное создание с детьми альбомов «Виды росписей»
    • Лепка из глины и роспись «Дымковская уточка».
    • Коллективная работа рисование  «Знакомство с основными элементами росписей: дымка, филимоново»

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

    Игры:

    Дидактические и настольно – печатные речевые игры:

          - «Курочка Ряба»

         - Разрезные картинки

          - Найди пару

          - Узнай по описанию

          - «Народные промыслы»

         - Домино «Дымка»

          - «Расколдуй сказку»

    Подвижные игры:

    «Золотые ворота»

     «Найди свою пару»

     «Третий лишний»

     «Зайки»

    Сюжетно – ролевые игры:

    Семья

    Кукольный театр

    Беседы с детьми на темы:

    - «Умелые мастера из деревни Дымково»

    - «Филимоновская игрушка»

    Непосредственная образовательная деятельность:

    Познание «Умелые мастера», «Что такое дымковская игрушка?»

     Лепка из глины «Дымковская игрушка», лепка из соленого теста «жаворонки»

    Оригами «Филимоновский петушок».

     Коллективная работа (рисование  «Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново»)

     Рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)

     Рассматривание альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка». 

    Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)

    Чтение литературных произведений:

    Потешки, «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..»

    Сказки.  «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок ибобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Итоги проекта:

    Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

             Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

    Литература

             1.Князева, О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

           2.  Куприна, Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

           3.Сборник русских народных песенок и потешек для детского сада


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

    Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

    Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

    Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

    Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

    Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

    ПРОЕКТ: « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    Актуальность темы:Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствове...