Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
материал (старшая группа) по теме

Козлова Елена Николаевна

 

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений, их духовный мир, мысли и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_narodnomu_tvorchestvu.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №2 «Дружная семейка»

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества».

Составили:  Савина Н.А

Козлова Е.Н

г.Саров

2014

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений, их духовный мир, мысли и чувства.

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в воспитательном. К словесным видам фольклора относятся такие жанры, как сказка, былина, пословицы, поговорки, потешки, заклички, небылицы, и др.

Самым любимым жанром для детей является сказка. Наряду с другими художественными произведениями мы уделяем знакомству с русской народной сказкой достаточно внимания. Каждую новую сказку прочитываем несколько раз, обсуждаем с детьми поступки героев, их характер. И далее побуждаем детей к самостоятельному рассказыванию сказок. Для этого в группе имеется театральный уголок  с разными видами театра (фото 1): варежковый, пальчиковый, на фланелеграфе, и др. по таким р.н. сказкам, как «Жихарка», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Пузырь, соломинка и лапоть», и др. (фото 4).

 Детям очень нравится, рассказывая сказку, действовать с помощью героев, передавать их движения, диалог. Они показывают друг другу кукольные спектакли, обыгрывают небольшие сюжеты из сказок. В качестве декораций используют различные ширмы со съёмными атрибутами (фото 2,3).

Также, дети любят рассказывать сказки, используя сюжетные картинки, которые мы изготовили совместно с родителями. Этот вид деятельности способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закреплению сюжета сказок: для того, чтобы рассказать сказку, необходимо вспомнить сюжет, последовательно разложить иллюстрации и затем рассказать сказку своим друзьям (фото 5).

Более сложный вид деятельности – это инсценировки русских народных сказок, потешек, т.к. для этого необходимо подобрать костюм, передать не только слова, но и движения, настроение, характер сказочного героя. Играя, дети начинают лучше чувствовать и понимать сказку, у них расширяются представления о смелости, честности, трудолюбии, дружбе, коварстве, зависти (фото 7, 8). К своей работе привлекаем и родителей. Так, в октябре, при их участии была подготовлена и показана детям  сказка «Репка» на новый лад, а дети, в свою очередь, на этом мероприятии  читали потешки, водили хороводы и играли в народные игры (фото 6).

 В работе с детьми мы используем и другие жанры русского фольклора: читаем и заучиваем с детьми заклички (обращение к дождю, солнцу, ветру, радуге…), часто используем их во время прогулок. Любит дети дразнилки, мирилки, пословицы и поговорки, докучные сказки, у которых нет конца, небылицы, которые помогают развивать чувство юмора, и др. Для этого в книжном уголке имеется детская художественная литература (это такие книжки, как «Потешки для малышей», «Баю-баиньки», «Пословицы», «Поговорки», «Считалки-считалочки», «На златом крыльце сидели…», «Петушок в окошке», и другие книжки с детским фольклором). Разучивая пословицы и поговорки, объясняем их смысл, непонятные детям слова.

 Из бесед с родителями мы выяснили, что дома детям они читают в основном сказки, не уделяя внимания другим жанрам русского фольклора. Поэтому мы объявили конкурс книжек-самоделок и предложили родителям выбрать один из жанров на их усмотрение. Родителям эта идея очень понравилась. В результате ими был найден интересный материал, а в нашей группе появилось большое количество книжек, изготовленных совместно родителями и детьми  по самым разнообразным жанрам фольклора. Это такие книжки-самоделки: «Скороговорки», «Дразнилки», «Мирилки», «Небылицы», «Колыбельные» и многие другие (фото 9, 10).

Дети с удовольствием рассматривают эти книжки, «читают» их друг другу, так как многие потешки, заклички, прибаутки уже знают наизусть. Во время игр наблюдаем, как девочки поют куклам колыбельные песни, многие используют в общении друг с другом пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».

К музыкальному виду русского фольклора относятся русские народные песни, игры, хороводы. В нашем музыкальном уголке имеются русские народные инструменты (балалайки, гармошки, деревянные ложки, трещётки, шумелки, гусли). В уголке ряжения есть русские сарафаны, косынки, косоворотки, кокошники, кепки, и др (фото 11).

Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах. Исполняя небольшие попевки, играют в любимые игры, водят хороводы, организуют концерты друг для друга. Используем для совместной и самостоятельной деятельности аудиозаписи с русскими народными произведениями, которые подобрала музыкальный руководитель Хромых И.Л.  Это такие песни и игры, как «Плетень», «На горе-то калина», «Ворон», «Жили у бабуси» и др.  Мы стараемся использовать музыкальный фольклор в различных видах деятельности и режимных моментах: в игровой деятельности, на прогулках, в качестве физминуток, и т.д.(фото 12).

Совместно с музыкальным руководителем Хромых Инной Леонардовной мы изготовили книжку-самоделку «Русские народные песни и хороводы», куда включили тексты знакомых детям песен, игр, а дети нарисовали к ним иллюстрации (фото 13).

Двигательный фольклор – это русские народные подвижные игры. Мы разучили с детьми такие игры, как «Ручеёк», «Жмурки с колокольчиком», «Горелки», «Гуси-гуси», «Палочка-выручалочка», «Шлёпанки» (с мячом), «Зевака», «Гонка мячей», «Салка на одной ноге», «Краски», «Фанты», и др.  Все эти игры детям очень нравятся. А для того, чтобы выбрать водящего, мы побуждаем использовать различные считалки, которые мы так же разучили с детьми («Аты-баты», «Чики-брики», «Шла кукушка», «Ахи-ахи», «Заяц белый»», и др.). Сговорки помогают разделиться на группы, выбрать водящего ( Что выбираешь: хитрую лису или Марью-красу, медведя лохматого или козла рогатого, серую утку или деревянную дудку, белую берёзу или красную розу, и т.д.) (фото 14).

В сентябре на родительском собрании группы мы познакомили родителей с задачами на текущий учебный год, одной из которых была  задача: «Развивать познавательные интересы дошкольников в проектной деятельности».  Семью Фадеевых заинтересовала эта задача. Они изучили предоставленный материал и, готовясь к конкурсу книжек-самоделок по русскому фольклору, использовали проектный метод  (фото 15).


Проект «Докучные сказки»

воспитанницы старшей группы детского сада № 2 «Дружная семейка» г. Саров

Фадеевой Ульяны

Тип проекта: творческий

Вид проекта: индивидуальный (5 лет)

Краткосрочный (1 неделя)

Мотивация: В группе мы знакомили детей с жанрами русского фольклора: пословицами, поговорками, скороговорками, потешками и закличками, дразнилками и мирилками, разными видами сказок (докучными, бытовыми, волшебными). Ульяну заинтересовали докучные сказки. Ей понравилось их название, лёгкое и весёлое содержание. Когда мы предложили детям дома с родителями сделать книжки-самоделки по фольклору, она выбрала докучные сказки (фото 15).

Цель проекта: Знакомство с особенностями и многообразием докучных сказок.

Интеграция направлений: Речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

-Углублять и систематизировать знания о русском фольклоре.

-Развивать любознательность,  ручные умения, эстетический вкус.

-Развивать коммуникативные навыки.

Формы работы:

Чтение познавательной и художественной литературы, подбор информации в Интернете, продуктивная деятельность.

1 этап

 На первом этапе мама Ульяны, Наталья Александровна, нашла в Интернете сведения о том, что такое докучные сказки, для чего русский народ их придумывал, и познакомила с этим материалом Ульяну. Они читали книги с русскими народными сказками, в том числе и докучными, сравнивали их, рассматривали иллюстрации.

2 этап

На втором этапе они обговорили, как будет выглядеть их книга, как можно оформить обложку, какие нарисовать иллюстрации, а затем приступили к оформлению. Наталья Александровна подбирала текст, картинки, а  Ульяна раскрашивала изображения, дополняла их своими рисунками и делала аппликацию.

3 этап

Завершением проекта стала выставка и презентация детских книжек-самоделок в детском саду,  на которой дети рассказали, с кем они делали книжку и как, о каком виде русского фольклора она рассказывает. Со своим проектом выступила и Ульяна.  Книги, сделанные своими руками, вызвали у детей большой интерес: они часто рассматривают их, используют в играх (фото 16).

 Во время осенних каникул нами были проведены следующие мероприятия: «В тереме расписном  я живу», где дети знакомились с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Отгадывали загадки о предметах крестьянского труда и быта. «Хлеб всему голова»: знакомились со старинными орудиями труда, с тем, как выращивают хлеб, с пословицами и поговорками о хлебе. «Что нам осень принесла?»: дети знакомились с народными приметами, песенками, загадками, пословицами об осени.

Все полученные детьми знания по русскому фольклору мы стараемся использовать в праздниках, досугах, развлечениях. Так, в феврале каждого года, дети принимают участие в празднике «Широкая Масленица», где знакомятся с обычаями русского народа, исполняют русские народные песни, хороводы, играют в народные игры (фото 17).

Проводя данную работу, мы заметили, что дети проявляют интерес к русскому фольклору.  Используют в свободной деятельности загадки, считалки, пословицы и поговорки,  поют колыбельные куклам, используя книжки – самоделки, рассказывают друг другу русские народные сказки, с удовольствием играют в народные подвижные игры и др.. Все это способствует не только развитию связной речи, но и формированию коммуникативных способностей детей. В будущем мы планируем продолжить приобщение детей к устному народному творчеству.

Авторы: Козлова Елена Николаевна, Савина Наталья Александровна