Выступление на педсовете Тема: "Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа)

Хакимьянова Светлана Александровна

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

« Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Доклад на тему

«Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Хакимьянова С.А.

с. Сафакулево

Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании окружающего мира. Так  как основным и наиболее характерным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, следовательно , игровая деятельность становится средством воспитания детей. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Словесно-развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринуждённостью выполнения заданий. Для удобства использования словесно-развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: Отгадай-ка, Магазин, Да- нет. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать ,сопоставлять ,делать правильные умозаключения: Похож- не похож, Кто больше заметит небылиц? Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам ,объединены в третьей группе: Кому что нужно, Назови три предмета, Назови одним словом. В особую четвёртую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты, мышления, выдержки ,чувства юмора: Испорченный телефон, краски, Летает- не летает. Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры- предложения. Игры-предложения : Что было бы? Что бы я сделал? Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии ,игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами .Например игра:Что бы я сделал, если бы был волшебником –эти игры зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при словарной работе с детьми. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса. Словесно-развивающая  игра как форма обучения детей содержит два начала6учебное(познавательное)и игровое (занимательное).Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет , а дети играя учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесной- развивающей  игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащения и активизация словаря. Таким образом , словесно-развивающие игры являются широко распространённым методом развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно-развивающие игры как на занятиях так и вне учебной деятельности .

 В старшем дошкольном возрасте у детей начинается формироваться словесно-логическое мышление и необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.Приведу пример некоторых словесных игр, которые не требуют специального материала, определённых условий, а требуют лишь знаний взрослым самой игры.

1.Словесные игры на развитие фонематического слуха «Вспомни слово»

Воспитатель  называет какой-нибудь звук и играющие начинают вспоминать слова, которые начинаются на этот звук по очереди.

 «Поймай звук»

Воспитатель объясняет что слово которое недоговорит , надо закончить одним звуком

На крыше спит котёноК

Внимательно следить за тем чтобы ребёнок произносил не всё слово, а добавлял только один звук.

 «Какой звук потерялся»

Воспитатель произносит слова, специально не проговаривая первый звук. Дети внимательно вслушиваются в слова и называют звук который пропущен.

Это… омашка,это …каф  или в стихах  Наша Таня ….ромко плачет .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".(Выступление на педагогическом совете )

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей. Общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ре...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...