Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Вяткина Оксана Геннадьевна

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Она обусловлена рядом причин: 

     - приобщение к художественной литературе используется в малом количестве;

- нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;

- становление связной речи у детей.

     Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

      Целью ознакомления детей с художественной литературой является формирование будущего, большого талантливого читателя и культурно образованного человека.

     Задачи и содержание по ознакомлению с художественной литературой ставлю на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

     Работу планирую и провожу ежедневно, опираясь на перспективное планирование, которое составляется ежегодно, согласно календарно-тематическому плану логопеда в соответствии с лексической темой и в соответствии с циклограммой. Так как тему для самообразования в этом учебном году я выбрала «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка», то и работа планирует в соответствии с намеченным планом по самообразованию.

     Эти задачи можно сформулировать следующим образом:

  1. Воспитываю интерес к художественной литературе, развиваю способность к целостному восприятию произведений разных жанров.
  2. Формирую первоначальные представления об особенностях художественной литературы о жанрах (прозе, поэзии).
  3. Воспитываю литературно-художественный вкус, работаю над тем, чтобы дети понимали и чувствовали настроение произведения, а также, чтобы они улавливали музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтический слух.
  4. Учу детей анализировать поступки героев, определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка), сравнивать их.
  5. Знакомлю детей с детскими писателями и поэтами.

Основные методы, которые я использую для знакомства детей с художественной литературой:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть (идет точная передача текста).
  2. Рассказывание воспитателем (тут я могу заменять слова, переставлять их).
  3. Инсценирование (данный метод можно рассматривать в качестве средства повторного ознакомления с художественным произведением).
  4. Заучивание стихотворения наизусть.

     Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе создана предметно-развивающая среда, которая соответствует ФГОС. Оборудован центр художественной литературы – библиотека под названием «Библиотека им. А.С.Пушкина». Название ей придумали сами дети. В начале года в старшей группе в октябре был день рождения Калининского района. Мы с детьми беседовали об этом, называли разные достопримечательности района, говорили о библиотеках, которые есть у нас в районе, и после беседы все вместе решили, что наша библиотека будет называться именем А.С.Пушкина, так как у нас больше всего книг этого автора, и дети любят его произведения. Дети знают, что в библиотеке есть читальный зал, а у нас в группе -  читальный уголок, который расположен на диванчике.

     В библиотеке проводятся выставки, посвященные творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг. Вывешиваются иллюстрации и картинки в соответствии с лексической темой. Например, во время работы над лексической темой «Дикие животные». В библиотеке вывешивался  портрет детского писателя В.В.Бианки, иллюстрации с изображением диких животных, выставлялись книги с его произведениями о животных и книги с рисунками художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.

     Для пополнения библиотеки в группе была проведена акция «Книга в подарок», в которой все родители воспитанников приняли участие. Родители приносили домашние книги, а родительский комитет нам купил новые книги – сборники разных авторов.

    При ознакомлении детей с каким-либо произведением я обязательно провожу предварительную работу (рассматриваем картины, иллюстрации; проводим беседы; объясняю значения слов, не знакомых для детей, без понимания которых становится непонятным смысл текста, поступки персонажей). Например, на лексической теме «Перелетные птицы» знакомились с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Нужно было объяснить, что это за народ, ненецкий, что такое чум, что такое малица, наперсток, тундра, мох. Была проведена большая словарная работа.

     С творчеством детских писателей и их произведениями, знакомлю не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время совместной деятельности. Например, изучая тему «Фрукты», мы обращались к творчеству В.Сутеева, читали сказку «Яблоко» (здесь я уточнила, что это авторская сказка). А во второй половине дня инсценировали эту сказку. Дети мимикой, интонацией и жестами показывали характер героев.

     Работая над темой «Игрушки», обращались к творчеству А.Н.Толстого, а именно к «Буратино» и составляли описательный рассказ о героях этого произведения по технологии В.К.Воробьевой.

     Работая над лексической темой «Дикие животные»,  мы читали сказку «Три поросенка», но я уточнила, что С.Михалков не автор произведения, он только перевел ее и обработал с английского языка на русский. Сказка берет начало в Англии, это английская народная сказка. Мы совместно с детьми организовали сюжетно-ролевую игру, где дети были кукловодами и показывали спектакль «Три поросенка» с помощью кукол бибабо.

     При изучении темы «Зимние забавы» мы знакомились с Н.Носовым и его произведением «На горке». Предварительную работу я провела на прогулке, за день до знакомства с рассказом . Я попросила дворника показать детям, где у него хранятся инструменты, песок. Объяснила, что это помещение называется дворницкая. И еще дворник показал нам фанерку, как она выглядит и из чего сделана. Так, я познакомила детей с незнакомыми словами – дворницкая и фанерка, которые встретились в рассказе. После прочтения рассказа я вывешивала иллюстрации, с помощью которых дети пересказывали рассказ. На следующий день, согласно циклограмме, мной была проведена дидактическая игра по развитию речи «Картинки перепутались», где дети должны были по порядку их расставить и составить рассказ по произведению (этот прием называется составление рассказа по серии сюжетных картинок).

     Также по работе по ознакомлению с художественной литературой, использую метод «творческое рассказывание» (этот метод я ввожу уже в подготовительной к школе группе). Ребята сначала под моим руководством, а затем и самостоятельно, придумывают продолжение и завершение рассказа. Например, работая над темой «Продукты питания», я знакомила детей с произведением Н.Носова «Леденец». Прочитав этот рассказ, предложила придумать другую концовку рассказа. Варианты были разные, но нам с ребятами больше всего понравился финал рассказа, где Мишка сознается маме в том, что это он разбил сахарницу и съел леденец. После этого он извинился перед мамой и помог маме помыть пол на кухне (здесь я работаю над нравственным воспитанием детей).

     Большое внимание уделяю заучиванию стихотворения, всегда пытаюсь прочитать так, чтобы дети его почувствовали и поняли содержание произведения. При повторном его чтении делаю установку на запоминание. Стихотворение заучивается целиком, но не все дети сразу его запоминают. С детьми, которые не запомнили стихотворение, повторяем и заучиваем в последующие дни. Лучшему и быстрому запоминанию помогают мнемотаблицы, которые мы используем как в образовательной деятельности, так и в совместной. Также дети легко запоминают стихотворение в игровых приемах; в чтении по ролям; стихотворения, написанные  в диалогической форме; используем прием частичного воспроизведения текста. Например, сказка К.Чуковского «Мойдодыр» , во время изучения лексической темы «Человек. Гигиена», я  читала текст «Моем, моем трубочиста, а дети продолжали - чисто, чисто, чисто, чисто». Далее я говорила; будет, будет трубочист, дети продолжали - чист,  чист, чист, чист.

      Выразительное чтение зависит от правильного речевого дыхания, поэтому я большое внимание уделяю дыхательной гимнастике.

     Чтение художественного произведение совмещаю с рассматриванием детьми репродукций картин известных художников. Например, рассматривая репродукцию картины И.Левитана «Март», я читала ребятам стихи о весне Ф.Тютчева.

   Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов ребята отражают в художественно-продуктивной деятельности: в рисунках; поделках, выполненных по мотивам прочитанных детьми  произведений.

  Свои отношения к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в рисованиях на темы: «Мой любимый сказочный герой», «По дорогам сказок А.Пушкина», «Мой любимый герой рассказов Н.Носова».

   В лепке: «Герои произведений К.Чуковского», «Царевна - лебедь», «Конёк – горбунок», «Волк и лиса», «Три поросенка».

   В аппликации: «Цветик - семицветик», «Щелкунчик», «Герои произведений А.Толстого», «Снегурочка», «Кошкин дом».

   С детьми проводятся «Вечера сказок». Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Назови автора», «Четвертый лишний». Сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Концерт», проводятся литературные викторины, праздники с постановкой сценок, спектаклей, в которых дети очень хорошо исполняют свои роли.

    Следующая форма работы, которую я использую, это изготовление детьми книг – самоделок с детскими рисунками, стихами и сказками. Одно дело прочитать книгу, и совсем другое - сделать её самостоятельно.

     Дети вместе с родителями приняли участия в создании книг «Книжки – малышки», где выступали  роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.

  В родительском уголке периодически вывешиваются консультации и рекомендации о значимости книги в развитии ребёнка, такие как:

-   «Роль книги в развитии ребёнка»

-  «Для чего читать детям книги»

- «Как учить стихи с ребёнком»

- «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

   Итогом проведённой мной работой можно назвать следующие результаты:

-  в группе создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд.

- отмечается постоянный интерес детей к слушанию книг и знакомству с творчеством детских писателей.

- работа по ознакомлению с художественной литературой проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

- дети моей группы участвуют  конкурсах, таких как: «Конкурс чтецов», «Конкурс театрализованной деятельности» и занимают на этих конкурсах призовые места.

- выполняется намеченный план по самообразованию:

1. Сентябрь-октябрь.

а) оформление и обогащение центра художественной литературы.

б) проведение акции «Книга в подарок».

2. Ноябрь.

а) консультации для родителей «Роль книги в развитии ребёнка», «Как учить стихи с ребёнком».

б) выступление на педсовете: «Методика заучивания стихотворения».

3. Декабрь.

а) показ детьми спектакля «Щелкунчик».

б) консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь».

4. Январь.

а) прослушивание вебинара на тему « Детская литература: функции, художественные особенности, пути изучения».

б) открытый показ ООД на тему: «Чтение рассказа Н. Носова «На горке»».

5. Февраль.

а) доклад и презентация по теме: «Знакомство детей с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте» (на педсовете).

б) участие детей в городском конкурсе театрализованной деятельности, показ спектакля «Щелкунчик» (дети заняли второе место).

6. Март.

а) развлечения «Расскажи стихи руками».

б) изготовление родителями и детьми «Книжек-малышек».

7. Апрель.

а) семейный конкурс «Папа, мама, я - читающая семья».

8. Май.

а) фотовыставка «Наши юные таланты» (фотографии детей во время инсценирования художественных произведений).

   В заключении хочу сказать, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, станет основой успешного обучения ребёнка в школе. Книга будет добрым другом и помощником ребёнка на протяжении всей его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

 Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...