Главные вкладки

    Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.
    статья (средняя группа) на тему

    Трошева Ольга Линовна

    В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современном детском саду. В нем расскрываются задачи, формы и методы работы по театрализованной деятельности.  По результатам работы сделаны выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду».

    Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

    «Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский)

    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое произведение всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но  и сердцем.

    Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа - это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

    Эта идея подтолкнула нас к тому, чтобы начать более глубокую работу в сфере театральной деятельности.

    Для начала нами были изучены ресурсные возможности ДОУ (материально - техническое обеспечение по данной теме, потребности родителей воспитанников, уровень воспитанников).

    Проведя мониторинг, мы увидели, что ребята закрепощены, неуверенны, слабо владеют средствами выразительности, боятся участия в групповой творческой деятельности, в публичных выступления, что, так или иначе, скажется на обучении в школе. Поэтому было принято решение начать кружковую работу по театральной деятельности «В гостях у сказки».

    Цель: Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

    Задачи: 1.Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

        2. Приобщать дошкольников к театральной культуре .

                   3.Вызвать интерес, желание принимать активное участие в  театральной постановке.

                 4.Учить использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа персонажа.

                 5. Прививать навыки общения и взаимодействия с партнером по спектаклю, содействовать раскрепощению детей и повышению самооценки.

                 6. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного климата, уважение личности каждого ребенка.

    Далее продумали, каким будет содержание образования по данной деятельности. Базовая программа ДОУ - это программа «Детский сад 2100» Развитие детей по театральному направлению происходит за счет внедрения программы М. Д. Маханевой «Театральные занятия в детском саду».

    Занятия по театральной деятельности проходят в специальном зале «Синтез искусств», где еще и имеется костюмерная. Для создания необходимых театральных интерьеров нами было решено использовать различные по форме, цвету модули, ширмы. Для того, чтобы подтолкнуть ребят к театральному творчеству, в группе имеется специальный уголок «Буратино» с разными видами театра (настольный, теневой, конусный, би-ба-бо, настольный вязаный театр, пальчиковый, театр картинок), а так же необходимые для игры костюмы, маски, театральные атрибуты.

    Отличительными особенностями нашей программы является то, что наша деятельность предполагает личностно - ориентированный подход воспитателя к  детям и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребенка. С точки зрения гуманистической позиции, все дети одаренные и задача педагога - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему поверит в себя, почувствовать свою успешность. Частое выступление на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и раскрепощению, повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, который берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать свою позицию, умение, фантазию.

    Наша программа  начинается со средней группы и рассчитана на три года. Занятий проходят два раза в неделю во вторую половину дня с использованием различных форм: чтение и совместный анализ сказок, этюды и упражнения, разучивание чистоговорок, скороговорок, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, показ спектаклей и т. д.

    В своей работе мы взяли за правило:

    -осуществлять выбор произведения для постановки с учетом пожеланий детей;

    -при обыгрывании сказки использовать различные виды театра для того, чтобы сохранить свежесть восприятия произведения детьми;

    -на занятии должна присутствовать творческая составляющая – это та деятельность, которая рождает нечто новое, несущее в себе отражение личности;

    -выбор детей на роль осуществляем с учетом собственных пожеланий ребят;

    -побуждаем всех детей участвовать в театральной постановке. Дети учатся пробовать себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных, главных и не очень. Учимся совместно с детьми определять исполнителей наиболее подходящих на роль того или иного персонажа;

    -  в процессе работы стараемся провести интегрирование разных образовательных областей, например: в сказке «Волк и семеро козлят» способствовали интеграции таких областей, как «безопасность» (почему нельзя открывать чужим дверь) и «социализации» (дружба и взаимопомощь);

    -в занятии обязательно включать этюды на  взаимодействие с товарищами, так как развивается умение слышать  и слушать друг друга, уступать друг другу ради общего дела.

    В основе нашего подхода к построению занятий лежит социоигровая методика  (Автор А. П. Ершова), где каждое новое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Это можно хорошо увидеть на примере разработанного нами проекта «Постановка спектакля ко  Дню Матери», где подробно описан опыт работы по постановке сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».  Здесь была смоделирована ситуация, когда детям предлагались три иллюстрации к сказкам «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Далее возникала проблема: «По какой из этих сказок можно поставить спектакль для мам?» Так же ребята сами могли выбирать концовку из трех предложенных вариантов или же спланировать свой финал.

    По аналогии проходил отбор и других произведений для постановки.

    Подготовка к спектаклю проводится в соответствии с этапами, выделенными Э. Г. Гуриловой. Это выбор пьесы, чтение и обсуждение с детьми;  далее делится пьеса на эпизоды и пересказывается; в дальнейшем идет работа над отдельными эпизодами, где используются различные этюды; при необходимости идет работа над пластикой, танцами; далее переходим к совместному с детьми, родителями изготовлению декораций, костюмов;  потом идет работа с текстом, уточнение мотивов поведения героев; следующий этап посвящен работе по выразительности речи и далее начинается репетиции с деталями декораций, музыкальным оформлением; конец этапа завершается генеральной репетицией и премьерой спектакля, а так же обсуждением его и повторным показам детям дошкольных групп.

    Обязательно снимается видеофильм по спектаклю, который впоследствии помогает увидеть детям себя и свою работу со стороны, а так же оформляется фотовыставка и выставка рисунков.

    В течении года нами было подготовлено четыре крупных спектакля: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Рождественская елочка», «Дюймовочка» (по мотивам  сказки Г.Х. Андерсена), «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Я. Маршака).

    Все эти постановки были отмечены грамотами и дипломами I степени на конкурсах муниципального и российского уровня в номинации «Актерское мастерство».

    Мы надеемся, что станет хорошей традицией участие в городском фестивале «Театральная весна» и в фестивале, приуроченному дню Театра.

    Успешное развитие творческих способностей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Нами были проведены консультации по теме «Театр и дети», «Творческое развитие через театральную деятельность», вы пущены папки-передвижки, фотовыставки, стенгазеты.

     Анализ работы по реализации данной программы показал, что развитие детей через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность ребят, творческие способности, артистические навыки, формируется чувство коллективизма. Мы считаем,  что каждый ребенок талантлив с рождения, а наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения.

    И чем раньше мы начнем эту работу, тем больших результатов добьемся. Благодаря театральной деятельности жизнь наших детей стала насыщенней, интересней, наполнилась яркими впечатлениями. Поэтом можно сделать вывод, что на основе театральной деятельности можно реализовать основные задачи воспитания, развития и обучения детей.

    Список используемой литературы:

    Антипина А.Е.  ««Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.

    Артемова Л.В.  «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.

    Буренина А.И.  «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.

    Губанова Н.Ф.  «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 2007г.

    Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание» 1999-№11

    Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М., АРКТИ, 2004 г.

    «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 1999г.

    Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Программа и репертуар - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 157 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

    В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

    Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

    Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

    Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

    Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

    Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

    Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

    Из опыта работы по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

    Представлен опыт работы по организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ от младшей  до подготовительной к кшоле группы....