Консультация для воспитателей ЗНАКОМСТВО С РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С КНИГОЙ
консультация по художественной литературе

ЗНАКОМСТВО С РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С КНИГОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ С РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С КНИГОЙ

 В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.

Цель работы педагогов

  • - Развитие интереса к художественной литературе
  • - Формирование литературного вкуса
  • - Воспитание будущего читателя

Задачи формирования интереса и потребности в чтении:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 
  • Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 
  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, 
  • Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Целевые ориентиры достижений ребенка по ознакомлению

с книжной культурой

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает
  • Ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев прочитанных произведений (например, переживает за зайку в сказке «Заюшкина избушка».)
  • Ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре по прочитанным произведениям (например, с/р игра «Путешественники» по рассказу М. Зощенко «Великие путешественники»).
  • Ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;
  • Ребенок знаком с творчеством программных писателей и поэтов, узнает героев в литературной викторине по произведениям.
  • Достаточно хорошее владение устной речью;
  • Четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
  • Умение выделения звуков в словах;
  • Формирование у ребенка предпосылок грамотности.

При выборе литературы необходимо соблюдать ряд условий.

Принципы формирования круга детского чтения

Психологические

Учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художественного произведения

Педагогические

Воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета

Литературоведческие

Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии)

Историко-литературные

Наличие произведений русской литературы и литературы народов мира, тематическое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, человек)

Формы работы:

  • Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
  • Самостоятельное рассматривание книг.
  • Организованные занятия.
  • Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
  • Сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Методы работы по приобщению детей к чтению книг

Словесные:

  • Чтение художественных произведений;
  • Беседы по прочитанному;
  • Вопросы к детям по содержанию произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ произведений;
  • Выразительное чтение.

Практические:

  • Игры-драматизации;
  • Дидактические игры;
  • Элементы инсценирования;
  • Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

Наглядные:

  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
  • Просмотр видеороликов, фильмов;
  • Оформление выставок;
  • Моделирование, схемы;
  • Использование разных видов театра.

Этапы работы с книгой

До чтения

Надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной.

В процессе чтения

Сопоставление словесного и иллюстративного образа, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.

После чтения

Проводится проверка возникших мысленных картин, образов, в беседе уточняется время и место действия, характер героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.

Создание предметно – развивающей среды:

  • Книжный уголок, выставки различных видов книг,
  • Уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
  • Уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
  • Выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для воспитателей на педсовете «Интерактивные формы и методы работы с детьми»

Консультация для воспитателей на педсовете «Интерактивные формы и методы работы с детьми»...

Консультация для педагогов Тема: «Здоровьесберегающие технологии. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ в ДОУ по ФГОС».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»...

Консультация «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ...