Главные вкладки

    Краткосрочный проект «Маршак – друг детей»
    проект по художественной литературе (старшая группа)

    Орехова Наталья Александровна

    Познакомить детей старшей группы  с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_marshak.docx30.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –

    г. Семилуки Воронежской области

    Краткосрочный проект

    «Маршак – друг детей»

    в старшей группе

    Выполнила

    воспитатель Орехова Н.А.

    Проект «Маршак – друг детей»

    Участники проекта: Воспитатель группы; дети старшей группы родители воспитанников.

    Тип проекта:

    По содержанию: познавательно - творческий.

    По числу участников: групповой (дети старшей группы)

    По времени проведения: краткосрочный (в течение месяца)

    По характеру: в рамках ДОУ

    Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит  ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

    Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

    Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

    Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

    Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

    Актуальность проекта: 

    Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

    Цель проекта: Познакомить детей старшей группы  с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

    Задачи проекта:

    • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
    • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

    - «Багаж»

    - «Сказка о глупом мышонке»

    - «Сказка об умном мышонке»

    - «Где обедал воробей?»

    - «Вот какой рассеянный»

    - «Радуга-дуга»

    - «Ванька-встанька»

    - «Круглый год»

    - «Детки в клетке»

    - «Мяч»

    - «Веселый счет»

    - загадки

    • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
    • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
    • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
    • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
    • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
    • Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
    • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
    • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

    Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Проект включает в себя три этапа:

    1. Подготовительный этап.
    2. Основной этап
    3. Заключительный этап

    Значимость для всех его участников:

    Дети познакомятся с биографией писателя и его произведениями. Сформируется интерес и любовь к книге, стремление общения с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

    Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление дошкольников.

    Родители активно участвуют в подготовке материалов (в организации и оформлении выставки книг, поделок и рисунков на тему: «Произведения С.Я. Маршака».

    Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению. Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных литературных произведений.

    Этапы работы над проектом:

    1. Подготовительный этап.

    Содержание деятельности воспитателя и детей:

    • выбор темы и ее актуальность;
    • формулировка цели и определение задач;

     - подборка материала по теме Проекта,

     - подбор литературы по теме, буклетов и открыток,  

    - подбор пословиц и поговорок о книге,

    - подбор иллюстраций, фотографий, буклетов, текстов художественных произведений,

    - Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»

    - подбор информации для родительского уголка,

    - музыкальная подборка детских песен;

    - подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;

    • составление плана основного этапа Проекта;
    • опрос детей. 

    Работа с родителями:

    • Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
    • Объявление о начале работы проекта и его задачах.

    Основной этап

    • Оформление уголка: «Литературная гостиная С.Я. Маршака!»
    • Знакомство с  художественной литературой:

          - «Багаж»,

    - «Сказка о глупом мышонке»,

    - «Сказка об умном мышонке»,

    - «Где обедал воробей?»,

    - «Вот какой рассеянный»,

    - «Радуга-дуга»,

    - «Ванька-встанька»,

    - «Круглый год»,

    - «Колечко»,

    - «Детки в клетке»,

    «Перчатки»,

    - «Мяч»

    - «Веселый счет»,

    - загадки

    • Беседы по  ознакомлению с детскими годами  Самуила Яковлевича Маршака;
    • Экскурсия в библиотеку;
    •  Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака;
    • Разучивание и драматизация  стихотворений из произведения «Багаж»,  «Почта», «Мяч» «Колечко;
    • Театрализованная деятельность по произведениям: «Перчатки» «Сказка о глупом мышонке»;
    • Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»;
    • Игровые ситуации по формированию представлениЙ о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»;
    • Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом  по стихотворению Рассказ о неизвестном герое»;
    • Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
    • Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
    • Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
    • Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
    • Художественно - творческая деятельность:

    - Рисование по произведению «Детки в клетке»;

    - Рисование – групповая  работа  «Радуга»;

    - Аппликация «Поезд»;

    - Конструирование «Вокзал»4

    - Лепка – коллективная работа «Зоопарк»;

    - Слушание музыки;

    • Д/и «Где обедал воробей?»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
    • Разучивание с детьми пословиц о книге;
    • Разучивание игр и эстафет;
    • Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый герой»;
    • Игра палочки Кюизенера – выкладываем мяч;
    • Просматривание презентаций: «Самуил Яковлевич Маршак», «Произведения Маршака»;
    • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
    • Реставрационная совместная деятельность детей и педагога;
    • Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».

    Работа с родителями:

    • Изготовление поделок  и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
    • Заучивание  произведений С. Я. Маршака для праздника «Маршак – друг детей»;
    • Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
    •  Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Вот какой рассеянный», «Перчатки», «Сказка о глупом мышонке».

    Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители

    1. Заключительный этап

    Содержание деятельности воспитателя и детей:

    • Родительская встреча с участием детей в форме праздника «Маршак – друг детей»;
    • Презентация проекта «Творчество С.Я. Маршака»;
    • «Выставка совместных работ родителей и детей по произведениям С.Я. Маршака».

    Анализ полученных результатов.

    Вывод:

    За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

    Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

    В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

    А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

    Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

    Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.

    Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака.

    Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Список литературы:

    1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:

    Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

    2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

    3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

    4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

    5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

    6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

    7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

    8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

    9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

    10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

    11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

    12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.

    13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.

    14. С.Я.Маршак «Мой веселый звонкий мяч», «Планета детства» ,2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

    Творческий краткосрочный проект "Наш друг - светофор"

    Творческий краткосрочный проет "Наш друг светофор" для детей средней группы,  рассчитан на одну неделю....

    Краткосрочный проект "Наш друг - снеговик" вторая группа раннего возраста

    Краткосрочный  познавательно - творческий проект "Наш друг - снеговик". Вторая группа раннего возраста...

    Проект краткосрочный "Книга лучший друг" в подготовительной группе

    Цель: повысить интерес детей к книгам, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей, формирование у детей любви к книге, через комплексное воздействие и выполнени...

    Краткосрочный проект «Соль: друг или враг?»

    Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?" Актуальность:Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забы...

    Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?"

    Краткосрочный проект "Соль: друг или враг?" Актуальность:Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забы...