Пересказ сказки «Айога», (обр. Д. Нагишкина) от имени неживого предмета
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Плотникова Татьяна Анатольевна

Знакомство со сказками народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz_skazki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

        Непрерывно – образовательная деятельность

Пересказ сказки  «Айога», (обр. Д. Нагишкина)

от имени неживого предмета

        Для детей старшего дошкольного возраста -  5,6 лет.

Цель: знакомство  детей  5- 6 лет с книжной культурой, детской литературой.

Задачи по образовательным областям:

       Познавательное развитие:

 - на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память

   Социально-коммуникативное развитие:

- устанавливать доброжелательное отношение между сверстниками

- умение выслушивать ответы других детей

  Речевое развитие:

- расширять и активизировать словарь детей словами: «фанза», «наперсток», «ровдуга», «мялка».

   Физическое развитие:

- развивать двигательную активность детей

Художественно – эстетическое развитие детей:

-  Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о народах России, обычаях, фольклоре. Рассматривание иллюстраций с изображением таежной фауны, традиционного зимнего нанайского жилища «фанзы».

Материалы:  картина «Нанайцы», посуда из бересты.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, беседа.

I. Организационный момент.

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Воспитатель читает стихотворение:

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи».

II. Основная часть.

Воспитатель достает берестяное ведро, предлагает детям рассмотреть его.

Воспитатель: Что это такое, как вы думаете?

Дети: Ведро.

Воспитатель: Из какого материала сделано ведро?

Дети:  Из бересты.

Воспитатель: Тише, дети. Послушайте. Мне кажется, что это ведро что то нам говорит. (подносит ведро к уху, делает вид, что слушает).

Да, оно рассказывает сказку про девочку, которую звали Айога. Садитесь и слушайте внимательно, я вам ее перескажу.

Пересказ сказки «Айога», (обр.Д.Нагишкина) от имени неживого предмета.

« Я – ведро, стою на скамейке в доме (фанзе) одного нанайца из рода Самар – Ла. Сделали меня из бересты руки женщины, у которой была дочка – Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать: — Пойди воды принеси, Айога!

Ну я думаю: сейчас меня возьмет девочка и мы с ней пойдем за водой.

 Но отвечает Айога: — А я в воду упаду.

 — А ты за куст держись!

 — Куст оборвётся! — говорит Айога.

 — А ты за крепкий куст возьмись!

 — Руки поцарапаю…

 Говорит Айоге мать: — Рукавицы надень!

 — Изорвутся, — говорит Айга.

 А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

 — Так зашей рукавицы иголкой!

 — Иголка сломается!

 — Толстую иголку возьми! — говорит отец Ла.

 — Палец уколю, — отвечает дочка.

 — Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!

 — Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

 Тут соседская девочка говорит: — Я схожу за водой, мать!

 Взяла меня в руки соседская  девочка, пошла  на реку и принесла воды, сколько надо. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери: — Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

 — А я рукавицы надену, — говорит Айога.

 — Рукавицы мокрые.

 — Я их на солнце высушу!

 — Покоробятся они, — отвечает мать.

 — Я их мялкой разомну!

 — Руки заболят, — говорит мать.

 — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

 И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт.

 Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала.

 Говорит девочка Айоге: — Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились. — Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

 Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит: — Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!»

Воспитатель:

-Кто главный герой сказки?

-Какая на самом деле Айога?

-Какое испытание она не выдержала?

-Что с ней произошло, почему?

О чем просила ее мать?
Почему Айога превратилась в гуся?

Воспитатель: Дети, вы же не хотите быть такими, как Айога? Тогда вставайте и за мной повторяйте.
Физкультминутка: «Прочь, усталость, лень и скука».
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре - пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)
 Сейчас я еще раз прочитаю вам сказку, а вы постараетесь ее запомнить, чтобы потом пересказать.

Дети пересказывают.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

Воспитатель подводит итог занятия.
- Дети, мне понравилось как вы сегодня отвечали на занятии.
Будьте всегда трудолюбивыми и помогайте мамам.

Список литературы.

      «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

      Парциальная программа Купецкова, Н.. В.Ф. В. Петроченко, 2015 год, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015г.

        «Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности» О.С. Рудик, ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014г.

Нанайская  сказка «Айога»

«Этнография для дошкольников» Народы России. Обычаи. Фольклор. Наглядно – методическое пособие. О.А. Ботякова, Санкет – Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010г.