АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»
материал по художественной литературе

Ольга Юрьевна Горбунова

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Горбуновой О.Ю.

 «Художественная литература

как средство всестороннего развития ребенка».

          В наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась. Очевидно, что для современного ребенка не менее информативны и интересны, чем книга, мультфильмы, компьютерные игры, телевизионные передачи  - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

         Только книга содержит в себе возможность « живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания – и в этом её главная ценность с позиции ребенка. Поэтому любая ситуация взаимодействия с художественным словом должна восприниматься им как ситуация содержательного общения с взрослым, в процессе которого они искренне делятся друг с другом чувствами и мыслями.

        В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.  Дети  больше времени проводят, как я уже писала у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

       С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства, в работе по приобщению детей к художественной литературе  я использовала  консультации, анкетирование, беседы и т.д.

       Таким образом, проводя работу по приобщению ребенка к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с  родителями, можно добиться повышения у ребенка речевого, познавательного уровня развития.

       Перспективами дальнейшей работы, я считаю продолжение использования художественной литературы для всестороннего развития ребенка, старшего дошкольного возраста.

       Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая, сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития ребенка, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

       Белинский В. Г. считал, что «книги, которые пишутся собственно для ребенка, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

       На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Ушинский К. Д., Тихеева Е.И,  Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В., Сохин Ф.А., Леонтьев А.А., и др.). 

      Роль художественной литературы во всестороннем развитии ребенка, раскрывается в работах  Флериной Е.А.,  Кониной М.М.,  Карпинской С.Н.    Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Молдавской Н.Д., Кудряшева Н.И.,  Гуревича С.А., Маранцмана В.Г.,  Богдановой О.Ю. и др.).

       С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

      Таким образом, читательская судьба дошкольника  зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке. Исходя из вышесказанного, я сделала вывод, что умение воспринимать художественное произведение и  выразительность, само собой к ребенку  не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

     Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

      Новизна опыта характеризуется использованием современных цифровых технологии. Ознакомиться с художественными произведениями дошкольнику помогли непосредственно созданные мною презентации. Помимо презентаций, я разработала  мнемотаблицы, которые помогали ребенку запомнить сказки. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т.к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры « Расскажи кукле сказку», « Кто спрятался» и т.д. С большим интересом мы с детьми применяем  мнемо- таблицы на занятиях. Эти  таблицы развивают творческие способности, гибкость мышления у дошкольника. Для меня этот метод новый и его возможности далеко не исчерпаны.

      Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. И именно поэтому, особое значение придаю знакомству с художественной литературой, формированию потребности в «чтении» с целью приобщения к культурной жизненной норме.

     Дошкольники — слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение книге. Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок.

      Я поставила перед собой цель:

- формировать у детей потребность в постоянном чтении книг и их обсуждении с взрослыми и сверстниками.

     Задачи:

 - ежедневно читать книги, делая это привычным элементом жизни детей в детском саду;

 - сочетать чтение с драматизацией и театрализацией, просмотром иллюстраций, видеофильмов.

-  развивать чувство юмора.

      Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи.

      С другой стороны, именно художественная литература вводит ребенка  в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

      От организации   образовательного процесса    зависит оценка  качества  реализуемого  опыта  работы, которая заключается  в анализе результативности.

      Рассмотрим конкретные методические, подходы, реализуемые в педагогической работе с детьми:

-  ведущее средство – это диалог.

- развитие чувственности детей к особой образности речи (это знакомство с пословицами, поговорками и закличками)

- развивать умение вслушиваться и понимать слова и их значение;

- игровое проигрывание отдельных фрагментов из произведений, рисование;

- разнообразные творческие ситуации, развивающие у детей воображение. (сочинение сказки или « Старые сказки на новый лад»)

     Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

    В нашей группе создан книжный уголок, в котором содержатся книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста; книги, любимые детьми этой группы, иллюстрации к произведениям, мнемотаблицы, картотеки стихов и загадок и т.д.

     Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в нашей групповой комнате. Уголок располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

     Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.

     Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

        А так же в группе имеются: 
- Дидактические и настольные  игры по знакомым произведениям. 
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца. 
- Театральные атрибуты.  
- Портреты писателей. 
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: потешки, сказки, загадки,
  игры. 
- Издания произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях. 
- Юмористические книги с иллюстрациями (Носов Н, Маршак С, и др.) 
- Книги, которые ребята приносят из дома. 
- Энциклопедии. 
- Книжки-раскраски.
- Мультфильмов коллекция.

  Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей.

      Проведённая работа дала положительные результаты.

У дошкольников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто проявлять  желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс чтения. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности. 

       Работа в этом направлении, естественно, не достигла максимального результата, но имеющиеся на данном этапе достижения радуют и мотивируют на продолжение работы и поиск интересных новых форм и методов.

      Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

       Результатом этой работы стало то, что родители реально начали читать детям больше, заинтересовались источниками получения информации о хорошем детском чтении.

      Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

- ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

      Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада.

      Для педагогов я подготовила доклад «Проектный метод – метод приобщения к художественной литературе» и т.д.

       В дальнейшей работе по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

- обогащать «читательский опыт» ребенка за счёт произведений различных жанров фольклора:

 - за клички, небылицы, считалки, волшебные сказки.

- совершенствовать речевую детскую деятельность с помощью мемотаблиц;

- способствовать самовыражению дошкольника в театрализации;

- через литературные произведения приобщать детей  к социально — нравственным ценностям.

      В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям, с целью формирования у ребенка гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность дошкольников.

         

Список использованных источников:

1.Алиева Т.И., Васюкова Н.Е. « Художественная литература для детей » - М.: ТЦ Сфера,2014 г.

2.Гербова В.В. « Занятия по развитию речи с детьми »

3. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи».

4. Ульева Е. « Энциклопедия для малышей в сказках»

   



Предварительный просмотр:

       Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Горбуновой О.Ю.

 «Художественная литература

как средство всестороннего развития ребенка».

          В наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась. Очевидно, что для современного ребенка не менее информативны и интересны, чем книга, мультфильмы, компьютерные игры, телевизионные передачи  - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

         Только книга содержит в себе возможность « живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания – и в этом её главная ценность с позиции ребенка. Поэтому любая ситуация взаимодействия с художественным словом должна восприниматься им как ситуация содержательного общения с взрослым, в процессе которого они искренне делятся друг с другом чувствами и мыслями.

        В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

        К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.  Дети  больше времени проводят, как я уже писала у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

       С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства, в работе по приобщению детей к художественной литературе  я использовала  консультации, анкетирование, беседы и т.д.

       Таким образом, проводя работу по приобщению ребенка к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с  родителями, можно добиться повышения у ребенка речевого, познавательного уровня развития.

       Перспективами дальнейшей работы, я считаю продолжение использования художественной литературы для всестороннего развития ребенка, старшего дошкольного возраста.

       Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая, сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития ребенка, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

       Белинский В. Г. считал, что «книги, которые пишутся собственно для ребенка, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

       На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Ушинский К. Д., Тихеева Е.И,  Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Запорожец А.В., Сохин Ф.А., Леонтьев А.А., и др.). 

      Роль художественной литературы во всестороннем развитии ребенка, раскрывается в работах  Флериной Е.А.,  Кониной М.М.,  Карпинской С.Н.    Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Молдавской Н.Д., Кудряшева Н.И.,  Гуревича С.А., Маранцмана В.Г.,  Богдановой О.Ю. и др.).

       С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

      Таким образом, читательская судьба дошкольника  зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке. Исходя из вышесказанного, я сделала вывод, что умение воспринимать художественное произведение и  выразительность, само собой к ребенку  не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

     Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

      Новизна опыта характеризуется использованием современных цифровых технологии. Ознакомиться с художественными произведениями дошкольнику помогли непосредственно созданные мною презентации. Помимо презентаций, я разработала  мнемотаблицы, которые помогали ребенку запомнить сказки. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т.к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры « Расскажи кукле сказку», « Кто спрятался» и т.д. С большим интересом мы с детьми применяем  мнемо- таблицы на занятиях. Эти  таблицы развивают творческие способности, гибкость мышления у дошкольника. Для меня этот метод новый и его возможности далеко не исчерпаны.

      Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. И именно поэтому, особое значение придаю знакомству с художественной литературой, формированию потребности в «чтении» с целью приобщения к культурной жизненной норме.

     Дошкольники — слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение книге. Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок.

      Я поставила перед собой цель:

- формировать у детей потребность в постоянном чтении книг и их обсуждении с взрослыми и сверстниками.

     Задачи:

 - ежедневно читать книги, делая это привычным элементом жизни детей в детском саду;

 - сочетать чтение с драматизацией и театрализацией, просмотром иллюстраций, видеофильмов.

-  развивать чувство юмора.

      Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи.

      С другой стороны, именно художественная литература вводит ребенка  в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

      От организации   образовательного процесса    зависит оценка  качества  реализуемого  опыта  работы, которая заключается  в анализе результативности.

      Рассмотрим конкретные методические, подходы, реализуемые в педагогической работе с детьми:

-  ведущее средство – это диалог.

- развитие чувственности детей к особой образности речи (это знакомство с пословицами, поговорками и закличками)

- развивать умение вслушиваться и понимать слова и их значение;

- игровое проигрывание отдельных фрагментов из произведений, рисование;

- разнообразные творческие ситуации, развивающие у детей воображение. (сочинение сказки или « Старые сказки на новый лад»)

     Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

    В нашей группе создан книжный уголок, в котором содержатся книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста; книги, любимые детьми этой группы, иллюстрации к произведениям, мнемотаблицы, картотеки стихов и загадок и т.д.

     Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в нашей групповой комнате. Уголок располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

     Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.

     Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

        А так же в группе имеются: 
- Дидактические и настольные  игры по знакомым произведениям. 
- Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца. 
- Театральные атрибуты.  
- Портреты писателей. 
- Книги, знакомящие с культурой русского народа: потешки, сказки, загадки,
  игры. 
- Издания произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях. 
- Юмористические книги с иллюстрациями (Носов Н, Маршак С, и др.) 
- Книги, которые ребята приносят из дома. 
- Энциклопедии. 
- Книжки-раскраски.
- Мультфильмов коллекция.

  Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей.

      Проведённая работа дала положительные результаты.

У дошкольников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто проявлять  желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс чтения. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности. 

       Работа в этом направлении, естественно, не достигла максимального результата, но имеющиеся на данном этапе достижения радуют и мотивируют на продолжение работы и поиск интересных новых форм и методов.

      Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

       Результатом этой работы стало то, что родители реально начали читать детям больше, заинтересовались источниками получения информации о хорошем детском чтении.

      Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

- ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

      Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада.

      Для педагогов я подготовила доклад «Проектный метод – метод приобщения к художественной литературе» и т.д.

       В дальнейшей работе по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

- обогащать «читательский опыт» ребенка за счёт произведений различных жанров фольклора:

 - за клички, небылицы, считалки, волшебные сказки.

- совершенствовать речевую детскую деятельность с помощью мемотаблиц;

- способствовать самовыражению дошкольника в театрализации;

- через литературные произведения приобщать детей  к социально — нравственным ценностям.

      В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям, с целью формирования у ребенка гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность дошкольников.

         

Список использованных источников:

1.Алиева Т.И., Васюкова Н.Е. « Художественная литература для детей » - М.: ТЦ Сфера,2014 г.

2.Гербова В.В. « Занятия по развитию речи с детьми »

3. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи».

4. Ульева Е. « Энциклопедия для малышей в сказках»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

систематическое и целенаправленное использование  разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного...

Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»

      Консультация для воспитателей на тему:       «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение ре...

Консультация для педагогов на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"

Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.О. С. Ушакова отмечает, чт...

"Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка". Консультация для воспитателей

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников....