Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»
консультация

Хиоарэ Наталья Николаевна

        Консультация для воспитателей на тему:      
 «Художественная литература, как средство
всестороннего развития ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 45

Консультация для воспитателей на тему:      
«Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»

Воспитатель: Шульга Наталья Николаевна

г. Одинцово

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему  вниманию консультацию на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.

( Хочу отметить, что есть множество высказываний  от различных психологов и писателей)

Актуальность в наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич  Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.

Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

1. Формировать литературный вкус.

2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

 3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.

Основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

«Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2.Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

 3.Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

 4.Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Подбирая литературу нами учитывается:

- Идейная направленность детской книги;

- Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

- Преобразование символов в образы;

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо.

Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

  • Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказке», «Чудесные превращения» )
  • Консультации: «Какие книги читать детям»
  • Рекомендации по организации домашнего чтения
  • Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
  •  Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
  • Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
  •  Проведена акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.
  •  Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.

Работа проходит в разнообразных формах:

  • Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
  •  Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
  •  Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои»

 Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широки спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс  чтения.

Список литературы

1. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация.Тема: "Художественное слово - как главное средство эстетического воспитания детей"

КОНСУЛЬТАЦИЯТема: "Художественное слово - какглавное средство эстетическоговоспитания детей". Воспитатель: Попова Т. А   Ноябрь 2010Эстетическое воспитание - многоаспектное философ...

Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....

Консультация педагогов по теме "Художественная литература с первых лет жизни"

В форме презентации представлена консультация педагогов ДОУ на тему "Художественная литература с первых лет жизни"...

План по самообразованию педагога Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца»

Тема «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца» Цель  занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выд...

Консультация для воспитателей тема: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"

Консультация для воспитателейтема: "Художественная литература, каксредство всестороннего развития ребенка"...