Консультация педагогов по теме "Художественная литература с первых лет жизни"
презентация по логопедии на тему

Тарасенкова Юлия Владимировна

В форме презентации представлена консультация педагогов ДОУ на тему "Художественная литература с первых лет жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_s_pervyh_let_zhizni.pptx662.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Художественная литература с первых лет жизни» подготовила учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.

Слайд 2

«…одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее». М.Горький «Жизнь в мире книги – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя». В.А.Сухомлинский Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Слайд 3

Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в свете ФГОС ДО Не читая, человек не развивается , не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. П роблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

Слайд 4

Содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в условиях ФГОС ДО По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях : • социально-коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно-эстетическое развитие • физическое развитие РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Слайд 5

Принципы подбора произведений для круга детского чтения Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам : - литературное произведение должно отвечать задачам воспитания; - при выборе литературного произведения необходимо учитывать возрастные особенности детей; - литературное произведение должно быть занимательным; - в литературном произведении должна быть четко выражена позиция автора.

Слайд 6

Условия ознакомления детей с художественной литературой ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР У довлетворение разнообразных литературных интересов детей, сменяемость материала, связь с воспитательно -образовательной работой в группе, подбор литературы и педагогическая работа, все должно соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. К устройству уголка предъявляется ряд требований: - удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; - хорошая освещенность в дневное и вечернее время; - эстетичность оформления; - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. В оформлении литературного центра каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. В уголке должны быть: - полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников, - специально выделенные столы и к ним стулья, - хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа .

Слайд 7

Особенности восприятия художественной литературы детьми раннего возраста. У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения (« Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся , отопритеся !», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР - 3-4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы; - небольшое количество текста, яркие иллюстрации; - знакомство с правилами пользования книгой (не рвать, не мять, не рисовать ). КНИГИ – НАШИ ДРУЗЬЯ!!!

Слайд 8

Особенности восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста. У глубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР - 5-6 книг; - материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.); - разные виды театра, диафильмы, магнитафон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок ; - выставки детских рисунков на темы художественных произведений; Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Слайд 9

Особенности восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста . В озникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её. В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР - до 10-12 разных книг (произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература) ; - учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения (русские народные сказки и сказки народов мира); - книги, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; - 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях (карты, атласы, энциклопедии), альбомы для рассматривания («Разные звери» Н.Чарушина ); - на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. - особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах (детские журналы); - кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома. - срок пребывания книги составляет 2-2, 5 недели. Для детей с 6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.

Слайд 10

Х удожественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду . НАУЧИТЕ РЕБЁНКА ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ!!! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!