Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников»
консультация на тему

Ахмадиярова Василина Юлаевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ахмадиярова Василина Юлаевна

Воспитатель МАДОУ д/с «Родничок»

Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников»

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

В результате анализа психолого-педагогических исследований,  было установлено, что именно в период дошкольного детства у  детей, происходит принятие гендерной роли:

  1. к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  2. в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах,  в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература .

Введение ФГОС  позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Знакомство с художественной литературой  для формирования у детей гендерной культуры не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг необходимо организовывать во все моменты жизни детей в детском саду. Список литературы  для полоролевого воспитания детей рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, планирует воспитатель.

Художественная литература - это средоточие исторических фактов и житейской мудрости, она  открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,  в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей .

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.    Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины. Рассмотрим некоторые формы народного творчества.

1. Пестушки  (от слова «пестовать» — нянчить, растить, холить) — один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. (Ай, люли, ай, люли, прилетели голуби. Будем голубей кормить, нашу доченьку любить! или Будем доченьку купать и  все хвори прогонять!)

2. Потешка - жанр устного народного творчества. Исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

(А чу чу, а чу чу, я горошек молочу на чужом на тожку, на прилипочку…)

Так, пестушка незаметно переходит в потешку - песенку – приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки, приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топоточек!».

Здесь происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения.

3. Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки.

Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе мысли, народные изречения. или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.  В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.; народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов.

«Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит». и другие

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.

4. В  колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота»,   «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку».

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.

Для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,  

Мой сиреневый цветочек, 

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый, смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Для девочки:     

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась.

И с рассветом просыпалась

Вы, конечно же знаете как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для  прослушивания и заучивания,  затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности , на  праздниках и развлечениях.

5. Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.

Как в народных, так в авторских и  в дидактических сказках в художественной форме даны образцы гендерного  поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

• терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

• силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

• любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

• проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

  • «мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие)
  • «женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)
  • «смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.  

То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женское поведение. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза.

Выбирая художественные произведения для чтения детям, необходимо обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, присущие представителям разных полов.

Девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками.

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Вот несколько примеров литературных произведений с описанием тех положительных черт характера, которые свойственны и желательны для представителей обоих полов.

Литература для девочек:

- Украинская сказка "Хроменькая уточка".(Девушка: Трудолюбие, терпение, покладистость).

- Русская сказка "Гуси-лебеди", Девочка: Смелость, ответственность, любовь к брату.

- В. Одоевский "Мороз Иванович", Рукодельница: Трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других.

Литература для мальчиков:

- Украинская сказка "Катигорошек", Катигорошек: Сила, смелость, доброта.

- Русская сказка "Бой на Калиновом мосту", Иван-крестьянский сын: Сила, мужество, бдительность, патриотизм.

Необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации, следуя требованиям:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональная привлекательность;
  • динамичность сюжета;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести  в игру.

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть на них похожими. Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.  И мы очень надеемся,  что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о детской художественной литературе в гендерном воспитании дошкольников

Разработка для педагогов  художественной литературы на каждый возраст для гендерного воспитания дошкольников по программе "От рождения до школы"...

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Консультация для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на развитие речи. Отбор художественной литературы для детского чтения...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждаетс...

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм - это не только привязанность к родной стране, но и чувство уважения, гордости и преданности ей. Это любовь к родине, которая проявляется в стремлении прославить ее и принести пользу. Патри...