РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Репина Елена Михайловна

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В психолого-педагогической литературе игра рассматривается как важнейшее средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основу значимости игры составляет положение о том, что игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется личность ребёнка, формируются психические новообразования, имеющие важное значение для развития личности ребёнка, о чём указывали в своих исследованиях Д.Б. Эльконин,  Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и другие [1,4].

В старшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, которая именно в этот возрастной период получает наибольшее развитие. Сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в процессе неё у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Сюжетно-ролевая игра объединяет в своём сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв на себя какую-то роль, ребёнок не просто примеряет к себе особенности этого человека, особенности социальной роли, особенности профессии – ребёнок входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроение, тем самым обогащая и углубляя собственную личность.

 В работах Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванковой и других авторов отмечается, что сюжетно-ролевая игра способствует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, психических процессов, становлению сферы его интересов, нравственному развитию ребёнка, формированию его социально-коммуникативных умений и навыков, развитию речи – всё это позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра обладает чрезвычайно высоким потенциалом [2,3].

Особенностью игровой деятельности является то, что в игре дети воспроизводят те или иные явления и действия, а также отношения весьма своеобразно. Это своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимании и осмыслении ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием у них опыта и непосредственностью их чувств. В игре отражаются знания ребёнка, его представления, его отношение к тому событию, которое он разыгрывает и моделирует через призму своего сознания. Характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является её чёткая структура, а также то, что игра является продуктом, формируемым самими детьми. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию развития игры, решают, как распределятся роли. Каждый ребёнок обладает свободой в выборе средств воплощения своего образа, использовании всей своей фантазии и воображения для реализации игрового замысла.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают игровых партнёров, игровой сюжет, учатся регулировать взаимоотношения. Особое значение для ребёнка приобретает его опыт, его знания и кругозор – именно это позволяет ему создавать разнообразные образы. Сюжет выступает главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры отображает конкретные условия жизни ребёнка, которые изменяются и зависят от познаний ребёнка, от его представлений об окружающем мире. Большинство исследователей роли сюжетно-ролевой игры в развитии ребёнка дошкольного возраста отмечают, что необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой и создавать условия для того, чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась. Поэтому исследователи обращают внимание на источники сюжетно-ролевой игры.

Как отмечают Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, творческий характер игры проявляется у ребёнка тогда, когда игра захватывает его чувства, поэтому важно определять источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют детское воображение и развивают ролевые действия [2,3]. По мнению Р.И. Жуковской, выделяется два таких источника – это непосредственный детский опыт, возникающий стихийно и опыт, организуемый взрослым, воспитателем, родителями и т.д. Опыт стихийный, по мнению данных авторов, является важным источником, но часто поверхностным, поэтому представления ребёнка необходимо корректировать и направлять его [2].

В рамках специально организованного опыта большое внимание Р.И. Жуковская уделяет художественной литературе. По её мнению, художественная литература является одним из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр на правильное развитие воображения. Поэтому она предлагает отбирать для детей книги разные по жанру, по содержанию, о жизни, об играх, о труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых, о системе взаимоотношений [2].

Художественная литература выступает важным источником формирования представлений об окружающем мире, а именно – о предметах и явлениях окружающего мира, о труде взрослых, о профессиях, об особенностях взаимоотношений, об особенностях эмоциональных переживаний. В соответствии с этим для развития сюжетно-ролевой игры необходимо применять художественную литературу разных жанров. Среди них необходимо включать литературу, которая будет активизировать познавательные интересы детей, стимулировать их к тому, чтобы задавать больше вопросов, проявлять любознательность, открывать что-то новое, интересоваться разными вопросами. Важное значение для старшего дошкольного возраста играет подготовка детей к школе, в связи с чем, они должны обладать определённым запасом представлений об окружающем мире.

Важным аспектом социального окружения является изучение взаимоотношений, существующих между людьми, изучение профессий, изучение основных предметов и явлений. Проведение любой сюжетно-ролевой игры включает в себя обязательный подготовительный этап, на котором чаще всего и используется художественная литература как источник новых знаний, нового опыта, новых образцов поведения и действий для детей дошкольного возраста. Получая этот опыт посредством анализа художественных образов, персонажей, обсуждая друг с другом те или иные произведения, дети проявляют к ним интерес, и у них формируется потребность моделировать эти отношения, сюжеты в игровой деятельности. Именно поэтому использование художественной литературы является неотъемлемой составляющей организации работы по развитию сюжетно-ролевой игры.

 Большую роль в развитии сюжетно-ролевой игры играют русские народные сказки, поскольку в них содержатся образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые соответствуют общепринятым нормам, в которых противопоставляется поведение «хорошее» и «плохое» и учит детей различать поведения и поступки людей, формирует систему критериев оценки тех или иных поступков. В сказках, кроме того, содержатся образы, понятные и доступные детям дошкольного возраста, которые вызывают у них живой эмоциональный отклик и потребность попробовать себя в данном образе, прожить его в смоделированной игровой ситуации.

Именно поэтому, используя художественную литературу, организуя работу с ней на подготовительном этапе к сюжетно-ролевой игре, мы способствуем решению целого ряда задач, а именно: обогащению представлений детей об окружающем мире, людях, формирование у них потребности в проживании данного опыта в игровой ситуации, формирование у них образцов и моделей поведения в тех или иных ситуациях.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим средством развития личности ребёнка дошкольного возраста. Развитие самой сюжетно-ролевой игры и всех её составляющих во многом зависит от того, как грамотно взрослый руководит игрой, анализирует и стимулирует развитие игровых действий. Одним из таких источников является художественная литература, помогающая в значительной степени расширять представления детей, обогащать их опыт, формировать у них нравственные представления и т.д.

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.- М., 2008. -  227 с.
  2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. ─ М.: Педагогика, 2006. ─ 110 с
  3. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре. М., 2003.
  4. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.