Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Корюненко Ирина Сергеевна

 

      Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Представляю вашему вниманию опыт работы по организации сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Цель: воспитание уважения к людям любой профессии, создание идеала человека-труженика.

Чтобы организовать любую по теме игру с любым количеством детей нужно создать «Условия развития игры», то есть

Дать детям ЗНАНИЯ:

- о профессиях людей (что они делают, как заботятся о других)

- о постройках (что можно построить для выполнения той или иной работы, из каких деталей)

-о предметах (какие именно используют профессионалы и для чего они предназначены)

Дети получают знания во всех видах деятельности (через беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры и так далее).

Следующее, научить ДЕЙСТВИЯМ: 

- с игрушками-персонажами (как можно о них позаботиться, что для них сделать)  

-с постройками (как ими пользоваться, чтобы было удобно, безопасно, интересно)   

- с предметами (какую функцию несет предмет и как им оперировать)

   Учим детей, используя показ, затем индивидуально и по подгруппам. Самое главное, научить детей ОБЩАТЬСЯ. Даем речевой образец разговора с игрушкой, диалогов между участниками игры. Объясняем, какие бывают взаимодействия и отношения: партнерские, дружеские, или один руководит, другой подчиняется.

Для полноценной игры нужна «Предметно-развивающая среда». ЭТО:

1. игрушки-персонажи (куклы разного размера, животные)

2. наборы из ткани (комплекты постельного белья разного размера, полотенца, салфетки, скатерти)

3.посуда (чайная, столовая, кухонная, кухонная утварь)

4. дополнительный материал (предметы и атрибуты, сделанные детьми; условные картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы)

5.инструменты (коробки с наборами разной специфики)

6.транспорт (машины разного назначения и большого размера для реальных перевозок, кукольные коляски)

7.ролевые атрибуты (халаты, сумки, маски, фартуки, головные уборы)

8.маркеры игрового пространства (ширмы, рули, штурвалы, скамейки, условные знаки)

9.предметы-заместители (разнообразные, много)

10. СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (яркий, крупный, разный по форме, по размерам, в большом количестве)

Так как по программе «Детский сад-дом радости» в группах нет готовых наборов кукольной мебели, дети все строят сами.

Фронтальные игры условно можно разделить на ТРИ типа:

1-й – когда играет вся группа детей, у всех одна роль, каждый заботится только о своей игрушке. Например, игра «Дочки-матери» в младшей группе.

2-й – когда играют две подгруппы детей, связанные одной целью. Ролей только две. Например, игра «Гости» - часть детей гости, часть – хозяева. Игра «Театр» - только «артисты» и «зрители.

Игра «Детский сад», где половина детей воспитатели, половина – помощники воспитателей.

3-й – когда коллектив детей делится на столько микрогрупп, сколько будет ролей. Игра заметно усложняется. Например, тот же «Детский сад», но в нем кроме воспитателей и помощников воспитателя может быть множество других ролей.

«Организация фронтальной игры»

    Организацию фронтальной сюжетно-ролевой творческой игры проводим поэтапно. При обсуждении с детьми подробностей игры воспитатель все ЗАПИСЫВАЕТ (кратко), для того, чтобы определить устойчивость интересов ребенка, чтобы выявить недостающее, напомнить, если ребенок забыл.

1.С помощью игрового приема ставим ПРОБЛЕМНУЮ ИТУАЦИЮ, отсюда возникает ТЕМА игры, которая является своеобразным решением проблемы.

2.Даем «МОТИВАЦИЮ» на деятельность: Для кого будем стараться? Возникает ПРЕДМЕТ ЗАБОТЫ.

3.Советуемся, какие роли будут в нашей игре. Распределяем между участниками.

Кем хочешь быть? (Правила: «непрестижные» роли предлагаем в первую очередь; каждый может быть кем захочет; нет «мужских» и «женских» ролей). ЗАПИСЫВАЕМ.

4.Дети придумывают действия для каждой роли отдельно. Как будешь заботиться? Что делать? ЗАПИСЫВАЕМ.

5.Договариваемся: Что построим? Сколько построек нужно? Кто что будет строить? Как построить, чтобы хватило строительного материала? ЗАПИСЫВАЕМ.

6.Выбираем материалы, чтобы дополнить постройки и сделать их удобными и красивыми. Дети «покупают» нужное, обосновывая свой выбор. Какой предмет тебе нужен?

7. Договариваются, какой предмет что обозначает, как действуют (открыл-закрыл, включил-выключил, холодное-горячее).

8.Чем больше контактов и взаимодействий, тем больше общения, игра становится намного интересней.

9.ИГРА – время игры наступает тогда, когда с каждым ребенком проведена индивидуальная работа по обучению действиям с игрушками, и он имеет опыт общения с персонажем.

Первую фронтальную игру проводим днем, после прогулки, с участием обоих воспитателей-напарников и помощника воспитателя. Утром ставим проблемную ситуацию, даем «мотивацию». Готовим пространство: освобождаем группу от лишней мебели, предметная среда готова, все под рукой. Во время игры взрослый не вмешивается (наблюдает, чтобы потом предотвратить ошибки)

  • В этой игре учим детей размещаться в пространстве (ставим стул или условную картинку для каждого - для безопасности)
  • Помогаем создать образ «заботы» (строят мебель для «дочки», выполняя правило - носить по одному предмету, застилают постельным бельем по порядку)
  • Когда все построено, зовем детей на «совещание» и даем ОБУЧАЮЩУЮ оценку с целью вызвать чувство восторга, удовольствия от сделанного. Имена не называем, хвалим РЕЗУЛЬТАТ.

Кукол никто не брал, это СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ игра.

Вторую игру проводим на следующий день.

  • накануне вечером обговариваем с каждым, кто как хочет позаботиться о персонаже.
  • снова освобождаем пространство
  • все дети уже знают свое место, как строить, как дополнить постройку, где что брать – всё делают ВДВОЕ БЫСТРЕЕ
  • воспитатель приглашает брать кукол. Дети берут, мотивируя – у меня есть постройка, у нас есть постройки и т.д.
  • игра РАЗВИВАЕТСЯ
  • как только игра «затухает» - дети исчерпали свою фантазию, воспитатель дает сигнал - «Игра заканчивается!» (тем самым даем детям время завершить действия)
  • собираем детей на «совещание» - проводим анализ. Кем был? Как позаботился? Кукле понравилось?   Есть три варианта ответов:

- «говорун», то есть все рассказывает сам, подробно, делится планами, соображениями

- «молчун», за него говорит взрослый или другие дети добавляют подробности

- «кукла - вредина», воспитатель говорит от лица этого персонажа

  • 10.УБОРКА группы.

  Сигнал – «Игра окончена!» Цель - привести группу в порядок.

Дети знают правила уборки, но проговариваем их еще раз, напоминаем:

                    - «Играли все вместе – убираем все вместе»

                    - «Бережем игрушки» 

(чтобы не уронить, не сломать, носим по одному или по два предмета)

                    - уносят предмет «заботы» (куклы, машины)

                    - все мелкое (предметы – заместители, посуду)

                    - все из ткани (постельное белье, салфетки, скатерти, фартучки, и т.д.)

                    - строитель (большой напольный, пластины и т.д.)

                    - столы расставляют на прежние места

Завершающая оценка воспитателя («заведующего») – в группе ПОРЯДОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один день из жизни детского сада по программе Н.М. Крыловой "Детский сад- дом радости"

УТРО На столе стоят матрешка, стакан и яблоко.В: Доброе утро, дружок, с кем же ты пришел? Папа, (мама) рано на работу идет, и ты сегодня будешь первый! Посмотри, ...., что стоит на столе.Что это?Р: Ма...

Конспект ритуала «Опробование продукта» по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Тема: «Заморское лакомство - изюм»

В связи с новыми требованиями ФГОС ДО к организации педагогического процесса в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности, ...

Конспект режимного момента по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" "Укладывание детей спать" в младшей группе

Конспект режимного момента по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" "Укладывание детей спать" в младшей группе...

Анализ конструктивной деятельности во второй младшей группе по программе Н.М.Крыловой "Детский сад-дом радости"

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детский сад — Дом радости». Это вид деятельности,...

Сообщение на педсовет по теме: Организация работы с родителями по программе Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости»

Организация работы с родителями по программе- важная составляющая часть системы работы по программе Н. М. Крыловой "Детский сад - Дом радости"...

Консультация для педагогов "Дежурство по столовой во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости" "

Консультациядля педагогов « Дежурство по столовой во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой «Детский сад — Дом радости»....

Аппликация «Цыплята на лугу» с детьми второй младшей группы по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости».

Совместная аппликация с детьми второй младшей группы в рамках работы по ознакомлению дошкольников с домашними животными....