Консультация для педагогов "Дежурство по столовой во всех возрастных группах по программе Н.М. Крыловой "Детский сад - Дом радости" "
консультация на тему

Безуглова Наталья Владимировна

Консультация

для педагогов

 « Дежурство по столовой

 во всех возрастных группах

 по программе

 Н.М. Крыловой

 «Детский сад — Дом радости».

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В содружестве с родителями воспитатели создали условия для тематической сервировки столов. В результате совместной творческой работы появились разнообразные тематические салфетки, изготовлены элементы декора, созданы букеты и композиции, собраны предметы для каждой темы (ракушки, вазочки, статуэтки, скульптуры малых форм, салфетницы, солонки и т.п.), приобретены тематические бумажные салфетки и посуда, недостающие столовые приборы.

Работая в подготовительной к школе группе. после просмотра учебного фильма «Труд — не насилие, а удовольствие», мы очень заинтересовались темой столового этикета. Автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова предлагает в старшем дошкольном возрасте включать родителей в образовательный процесс через домашнее задание: придумать с ребенком тему для сервировки столов.

Дежурство — обязанность, которую нужно выполнять по порядку, правильно сервировать стол для себя и своих друзей. Конечно, если дежурство просто обязанность накрывать стол, у детей к нему очень быстро теряется интерес. Поэтому нужно превратить этот вид деятельности в творческий процесс, соревнование.

Ребенок подготовительной к школе группы уже научился выполнять эту деятельность на уровне самостоятельности, радостно, с удовольствием, без ошибок. В тематической сервировке проявляются творческая индивидуальность ребенка, его неповторимость, уникальность, желание удивить, позаботиться о красоте стола так, чтобы друзьям было приятно.

Нам помогали родители, которых мы вовлекли в этот процесс. Были проведены консультации, мастер-классы, семинары для родителей и педагогов, где мы рассказали о важности такой работы . Родителям захотелось участвовать в этом спектакле, в котором есть режиссер — воспитатель, артист — тот, кто сервирует стол, и зрители — те, кто им любуется.

Процесс приготовления к сервировке выглядит следующим образом: ребенок вместе с родителями выбирает определенную тему, мама шьет соответствующие теме салфетки, всей семьей подбирают необходимые посуду и материалы, изготавливают тематические атрибуты. Дома родители вместе с детьми обговаривают, как все это будет выглядеть при сервировке стола. Вот здесь и проявились творчество и фантазия родителей. С какой ответственностью и любовью они подошли к этой теме; говорили, что им самим было интересно участвовать и доставлять радость не только своему ребенку, но и другим участникам этого процесса. Приятно было видеть, когда родители обменивались советами, пожеланиями, посудой, заботливо помогали приобретать нужные и подходящие по теме материалы и даже подсказывали в выборе темы.

Что полезного в этой форме работы? С успехом решается задача развития эстетического восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств в процессе общения и в быту.

Хотим поделиться опытом совместной деятельности в этом направлении во всех возрастных группах.

Обучение правилам этикета в разных возрастных группах

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова выделяет задачу: содействовать овладению культурно-гигиеническими навыками и умениями.

Мы учим малыша:
—           правильно сидеть за столом (напоминаем в течение всего времени приема пищи сохранять осанку);
—           аккуратно есть на индивидуальных красивых тканевых салфетках;
—           правильно пользоваться столовыми приборами (держать столовую ложку, вилку (кусочек накалывать — зубчиками вниз, набирать гарнир — зубчиками вверх), указательный палец сверху, использовать для салата закусочную вилку, держать нож и размазывать им масло на кусочке хлеба, положив его на индивидуальную тарелку для хлеба, придерживая кончиками указательного и большого пальца, использованный нож для масла класть на хлебную тарелку);
—           пищу брать понемногу; хорошо ее пережевывать, широко открыв рот, т.е. малыш может «чавкать», пока в речи не появятся все звуки, поскольку это полезно для развития артикуляционного аппарата;
—           по мере необходимости пользоваться салфеткой;
—           после еды вытирать бумажной салфеткой сначала рот, затем руки;
—           закончив еду, осторожно переносить по одному предметы посуды и столовые приборы на раздаточный стол;
—           после обеда полоскать рот кипяченой водой.

Во время приема пищи:
—           привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей);
—           обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Наши достижения

Дети второй младшей группы научились самостоятельно с помощью ножа делать бутерброд из хлеба с маслом, отделять ребром вилки кусочки котлеты, запеканки, помогать кусочком хлеба поддевать на вилку рассыпчатый гарнир, разминать зеленый горошек зубцами вилки и поддевать его как гарнир, вилку при этом держать, располагая указательный палец сверху. Дети самостоятельно вытирают рот, затем руки бумажными салфетками, уносят по одному предмету посуду и столовые приборы, индивидуальную тканевую салфетку.

Подражая взрослым, малыши держат красивую осанку за столом, вежливо обращаются к воспитателю и младшему воспитателю с просьбой, ведут разговоры о вкусной еде, благодарят.

В младшей группе на стол накрывает няня, используя схему последовательности сервировки стола, а посуду после себя дети относят сами. В конце года дети заботятся каждый сам о себе- сервируют стол самостоятельно, используя схему.

Средняя группа

В программе «Детский сад — дом радости» перед воспитателем средней группы стоят следующие задачи:
— приучать детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
— после еды относить посуду на раздаточный стол;
— полоскать рот после еды.

Во время приема пищи желательно разговаривать о любимой еде, продуктах, из которых ее приготовили. Стараться подбодрить детей: «Уже донышко видно! Будешь сильный! Зубки будут белые! Попробуй, это вкусно!» Разговоры на другие темы не поддерживать и не обсуждать в присутствии детей личные проблемы. Старайтесь следовать этому правилу.

Предлагаем бумажные салфетки в салфетницы ставить в необходимом количестве. Соблюдать ежедневно правила сервировки стола. Столовый нож предлагать детям, если в меню печеные оладьи, блинчики, оладьи печеночные (несмотря на то что это рубленое мясо — мы так договорились).

Для приготовления бутерброда с маслом на завтрак сервировать детям нож для масла.

Наши достижения

Воспитатели и родители воспитанников гордятся достижениями детей, научившихся пользоваться столовыми приборами:
—           держат ложку снизу на среднем пальце, придерживая большим и указательным;
—           вилку держат в правой руке, зубчиками вверх или вниз, в зависимости от блюда, чуть-чуть выставив вперед указательный пальчик;
—           вилку держат в левой руке при использовании ножа;
—           при употреблении блинчиков, оладий ножом отделяют небольшие кусочки;
—           вилкой, поставленной на ребро, отделяют небольшие кусочки котлеты, запеканки, куриного суфле, вареников, сырников, нож при этом не используют;
—           хлеб едят, отламывая небольшие кусочки;
—           делают бутерброд с маслом на своей бутербродной тарелке.

После еды пользуются бумажной салфеткой (сначала вытирают рот, потом руки). Столовые приборы и посуду убирают по одному на сервировочный стол, тканевую салфетку сворачивают в конверт, стряхивают крошки на поднос, аккуратно складывают их в общую стопку на сервировочном столе. Ополаскивают рот кипяченой водой.

Дети осваивают сервировку стола на себя к завтраку, согласно схеме:
—           тканевая салфетка вровень с краем стола;
—           тарелка, на 2 см от края стола;
—           блюдце справа, вверху от тарелки;
—           чашка на блюдце, ручкой вправо;
—           ложка десертная, черенком на 2 см от края стола, на 1 см от края тарелки;
—           бутербродная тарелка слева, вверху от основной тарелки;
—           нож для масла на бутербродную тарелку лезвием влево, черенком вниз;
—           салфетница, по середине стола.

В средней группе переходим к сервировке стола по правилам- за каждым столом будет дежурный, который будет заботиться о своих «дружочках». Дежурит, кто хочет. Обучаем детей самооценке (я считаю, что подежурил хорошо- накрыл всем ребятам). Когда все научились дежурить, предлагаем детям график самооценки- «экран дежурства».

 

Старшая группа

В старшей группе продолжаем содействовать овладению культурой поведения за столом:
—           есть бесшумно;
—           пользоваться ножом и бутербродной тарелкой при намазывании масла на хлеб;
—           правильно пользоваться столовым ножом для второго блюда (блинчики, оладьи печеные и печеночные), нож в правой руке, вилка в левой;
—           столовой вилкой (указательный палец держать сверху, черенок вилки упирается в середину ладони), при употреблении зеленого горошка — придавить его слегка зубчиками, а потом поддеть на вилку;
—           при употреблении котлеты, биточков, запеканки, вареников, куриного суфле, омлета, сырников отделять ребром вилки постепенно небольшие кусочки на один прием, держа ее в правой руке, нож при этом не используется;
—           для салата использовать закусочную вилку;
—           для употребления рыбы использовать вилку и кусочек хлеба;
—           при пользовании столовой ложкой снимать жидкую пищу губами сбоку, а не с кончика;
—           есть хлеб, отламывая небольшие кусочки;
—           бумажной салфеткой пользоваться по мере необходимости, по окончании еды сначала вытирать ею рот, потом руки;
—           после еды уносить по два столовых предмета одновременно на раздаточный стол;
—           тканевую салфетку сворачивать конвертом, уносить на раздаточный стол, стряхивать крошки на поднос.

Наши достижения

Большое значение в программе «Детский сад — Дом радости» отводится трудовому воспитанию — необходимому, важнейшему условию успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные в труде с ранних лет, отличаются самостоятельностью, умением себя обслуживать. Трудовая деятельность должна способствовать общему развитию, расширению интересов детей, проявлению простейших форм сотрудничества.

В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное — работа зрителей, появляются «дружочки» — «немые» помощники детей, ответственных за сервировку. До декабря дежурим как в средней группе (1 стол — 1 ответственный) — посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает два стола и применяет новый способ переноса посуды и столовых приборов — на подносах, лотках, набирая их необходимое количество.

Повышается скорость сервировки столов, экономится время. В группе оформляется блокнот для самооценки дежурств, где дежурные вместе с «дружочками» оценивают результат своего труда.

Уровень самостоятельности старшего дошкольника стимулирует экспериментально-поисковую деятельность, в недрах которой идет поиск собственного неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.

Отличительная особенность самостоятельности детей старшей группы — ее организованность. Инициатива ребенка направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направить свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им или задуманное дело в соответствии с требованиями взрослых.

Поэтому третья ступень «Лесенки успеха» в старшей группе — уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, ответственность за достижение результата.

В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное- работа зрителей (как стоят, наблюдают). До декабря дежурим как в средней группе- посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает на два стола и применяем новый способ переноса посуды- на разносах. Повышается скорость сервировки стола, экономия времени. С разноса на стол относим по одному предмету. В старшей группе заводится тетрадь для оценки дежурств (на каждого ребенка отдельный лист), где дежурные вместе с «дружочками» оценивают свой труд.

Подготовительная к школе группа

В старшем дошкольном возрасте ставятся задачи воспитания культуры поведения за столом:
—           правильно принимать и сохранять позу за столом;
—           правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом), знать порядок приема пищи: сначала салат (используя закусочную вилку), затем основные блюда;
—           пищу брать понемногу, бесшумно ее пережевывать;
—           по мере необходимости пользоваться салфеткой;
—           осторожно переносить посуду и столовые приборы после еды на раздаточный стол (весь набор одновременно);
—           полоскать рот после еды;
—           аккуратно убирать предметы сервировки (салфетницы, вазочки с букетами, предметы декора на своем столе).

Освоив сервировку столов на уровне самостоятельности в старшем возрасте, ребенок подготовительной к школе группы имеет право нарушить порядок действий во время дежурства. У ребят появляется желание проявить творчество не только в порядке сервировки, но и в подборе посуды, салфеток, элементов декора. Но возникает проблема: материала, имеющегося в группе для этого, недостаточно.

Осенью мы озвучили эту проблему родителям на консультации «Тематическая сервировка столов в подготовительной к школе группе». Оформили в раздевальной комнате информационный красочный материал об этикете за столом. Воспитатели и дети вместе с родителями начали реализацию этого проекта. Уже в конце декабря дети радовались первым результатам.

Наши достижения

В настоящий момент дети сервируют с большим желанием, проявляют творчество, подбирают тему для своих друзей, чтобы порадовать их. Расширились представления о столовом этикете (сервировке, культуре поведения), а родители проявляют активность и заинтересованность в образовательном процессе.

Дети договариваются о дежурстве с вечера, выбирают себе «дружочка». «Дружочки» помогают дежурным жестом, взглядом, мимикой, чтобы утвердиться, достичь нужного результата. Например, один сервирует салфетки, другой тарелки, один блюдца, другой чашки, один бутербродные тарелки, другой салфетницы и т.д. Дети приходят к выводу, что так быстрее. Результат дежурства заносится после самооценки в специальный блокнот.

 

Деятельность, освоенная на уровне самостоятельности, — необходимая предпосылка для творчества. В подготовительной к школе группе дети достигают четвертой ступеньки «Лесенки успеха», если для этого созданы все условия. Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Воспитанники научились самостоятельно сервировать столы, найдя индивидуальный стиль исполнения. Теперь они готовы творчески подойти к процессу и эту потребность необходимо культивировать, содействовать развитию у детей творчества в процессе сервировки. Мастерство взрослых должно проявиться в том, чтобы показать детям мастер-класс и увлечь их поиском новых тем, новых вариантов сервировки.

.

Таким образом, воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы в совместном творческом проекте приобрели новые знания, навыки, опыт активного взаимодействия, взаимопомощи, творческого союза.

Созданием новых тем для сервировки, например: «Сиреневая», «Пасха», «Дары солнца», «Луговые цветы», «На птичьем дворе», «Яблочный спас», «Вишневый сад», «Васильковая», «Радужная», «Золотая осень», «Музыкальная», «Сказочная», «Звездная» и др.

Возможно, использовать для сервировки, как однотонные скатерти разных цветов, так и индивидуальные тканевые салфетки размером 35Ѕ35 см как однотонные, так и с тематическим рисунком и обязательно во всем соблюдать меру

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dezhurstvo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

 « Дежурство по столовой

 во всех возрастных группах

 по программе

 Н.М. Крыловой

 «Детский сад — Дом радости».

   

В содружестве с родителями воспитатели создали условия для тематической сервировки столов. В результате совместной творческой работы появились разнообразные тематические салфетки, изготовлены элементы декора, созданы букеты и композиции, собраны предметы для каждой темы (ракушки, вазочки, статуэтки, скульптуры малых форм, салфетницы, солонки и т.п.), приобретены тематические бумажные салфетки и посуда, недостающие столовые приборы.

Работая в подготовительной к школе группе. после просмотра учебного фильма «Труд — не насилие, а удовольствие», мы очень заинтересовались темой столового этикета. Автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова предлагает в старшем дошкольном возрасте включать родителей в образовательный процесс через домашнее задание: придумать с ребенком тему для сервировки столов.

Дежурство — обязанность, которую нужно выполнять по порядку, правильно сервировать стол для себя и своих друзей. Конечно, если дежурство просто обязанность накрывать стол, у детей к нему очень быстро теряется интерес. Поэтому нужно превратить этот вид деятельности в творческий процесс, соревнование.

Ребенок подготовительной к школе группы уже научился выполнять эту деятельность на уровне самостоятельности, радостно, с удовольствием, без ошибок. В тематической сервировке проявляются творческая индивидуальность ребенка, его неповторимость, уникальность, желание удивить, позаботиться о красоте стола так, чтобы друзьям было приятно.

Нам помогали родители, которых мы вовлекли в этот процесс. Были проведены консультации, мастер-классы, семинары для родителей и педагогов, где мы рассказали о важности такой работы . Родителям захотелось участвовать в этом спектакле, в котором есть режиссер — воспитатель, артист — тот, кто сервирует стол, и зрители — те, кто им любуется.

Процесс приготовления к сервировке выглядит следующим образом: ребенок вместе с родителями выбирает определенную тему, мама шьет соответствующие теме салфетки, всей семьей подбирают необходимые посуду и материалы, изготавливают тематические атрибуты. Дома родители вместе с детьми обговаривают, как все это будет выглядеть при сервировке стола. Вот здесь и проявились творчество и фантазия родителей. С какой ответственностью и любовью они подошли к этой теме; говорили, что им самим было интересно участвовать и доставлять радость не только своему ребенку, но и другим участникам этого процесса. Приятно было видеть, когда родители обменивались советами, пожеланиями, посудой, заботливо помогали приобретать нужные и подходящие по теме материалы и даже подсказывали в выборе темы.

Что полезного в этой форме работы? С успехом решается задача развития эстетического восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств в процессе общения и в быту.

Хотим поделиться опытом совместной деятельности в этом направлении во всех возрастных группах.

Обучение правилам этикета в разных возрастных группах

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе автор программы «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крылова выделяет задачу: содействовать овладению культурно-гигиеническими навыками и умениями.

Мы учим малыша:
—           правильно сидеть за столом (напоминаем в течение всего времени приема пищи сохранять осанку);
—           аккуратно есть на индивидуальных красивых тканевых салфетках;
—           правильно пользоваться столовыми приборами (держать столовую ложку, вилку (кусочек накалывать — зубчиками вниз, набирать гарнир — зубчиками вверх), указательный палец сверху, использовать для салата закусочную вилку, держать нож и размазывать им масло на кусочке хлеба, положив его на индивидуальную тарелку для хлеба, придерживая кончиками указательного и большого пальца, использованный нож для масла класть на хлебную тарелку);
—           пищу брать понемногу; хорошо ее пережевывать, широко открыв рот, т.е. малыш может «чавкать», пока в речи не появятся все звуки, поскольку это полезно для развития артикуляционного аппарата;
—           по мере необходимости пользоваться салфеткой;
—           после еды вытирать бумажной салфеткой сначала рот, затем руки;
—           закончив еду, осторожно переносить по одному предметы посуды и столовые приборы на раздаточный стол;
—           после обеда полоскать рот кипяченой водой.

Во время приема пищи:
—           привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей);
—           обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Наши достижения

Дети второй младшей группы научились самостоятельно с помощью ножа делать бутерброд из хлеба с маслом, отделять ребром вилки кусочки котлеты, запеканки, помогать кусочком хлеба поддевать на вилку рассыпчатый гарнир, разминать зеленый горошек зубцами вилки и поддевать его как гарнир, вилку при этом держать, располагая указательный палец сверху. Дети самостоятельно вытирают рот, затем руки бумажными салфетками, уносят по одному предмету посуду и столовые приборы, индивидуальную тканевую салфетку.

Подражая взрослым, малыши держат красивую осанку за столом, вежливо обращаются к воспитателю и младшему воспитателю с просьбой, ведут разговоры о вкусной еде, благодарят.

В младшей группе на стол накрывает няня, используя схему последовательности сервировки стола, а посуду после себя дети относят сами. В конце года дети заботятся каждый сам о себе- сервируют стол самостоятельно, используя схему.

Средняя группа

В программе «Детский сад — дом радости» перед воспитателем средней группы стоят следующие задачи:
— приучать детей пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
— после еды относить посуду на раздаточный стол;
— полоскать рот после еды.

Во время приема пищи желательно разговаривать о любимой еде, продуктах, из которых ее приготовили. Стараться подбодрить детей: «Уже донышко видно! Будешь сильный! Зубки будут белые! Попробуй, это вкусно!» Разговоры на другие темы не поддерживать и не обсуждать в присутствии детей личные проблемы. Старайтесь следовать этому правилу.

Предлагаем бумажные салфетки в салфетницы ставить в необходимом количестве. Соблюдать ежедневно правила сервировки стола. Столовый нож предлагать детям, если в меню печеные оладьи, блинчики, оладьи печеночные (несмотря на то что это рубленое мясо — мы так договорились).

Для приготовления бутерброда с маслом на завтрак сервировать детям нож для масла.

Наши достижения

Воспитатели и родители воспитанников гордятся достижениями детей, научившихся пользоваться столовыми приборами:
—           держат ложку снизу на среднем пальце, придерживая большим и указательным;
—           вилку держат в правой руке, зубчиками вверх или вниз, в зависимости от блюда, чуть-чуть выставив вперед указательный пальчик;
—           вилку держат в левой руке при использовании ножа;
—           при употреблении блинчиков, оладий ножом отделяют небольшие кусочки;
—           вилкой, поставленной на ребро, отделяют небольшие кусочки котлеты, запеканки, куриного суфле, вареников, сырников, нож при этом не используют;
—           хлеб едят, отламывая небольшие кусочки;
—           делают бутерброд с маслом на своей бутербродной тарелке.

После еды пользуются бумажной салфеткой (сначала вытирают рот, потом руки). Столовые приборы и посуду убирают по одному на сервировочный стол, тканевую салфетку сворачивают в конверт, стряхивают крошки на поднос, аккуратно складывают их в общую стопку на сервировочном столе. Ополаскивают рот кипяченой водой.

Дети осваивают сервировку стола на себя к завтраку, согласно схеме:
—           тканевая салфетка вровень с краем стола;
—           тарелка, на 2 см от края стола;
—           блюдце справа, вверху от тарелки;
—           чашка на блюдце, ручкой вправо;
—           ложка десертная, черенком на 2 см от края стола, на 1 см от края тарелки;
—           бутербродная тарелка слева, вверху от основной тарелки;
—           нож для масла на бутербродную тарелку лезвием влево, черенком вниз;
—           салфетница, по середине стола.

В средней группе переходим к сервировке стола по правилам- за каждым столом будет дежурный, который будет заботиться о своих «дружочках». Дежурит, кто хочет. Обучаем детей самооценке (я считаю, что подежурил хорошо- накрыл всем ребятам). Когда все научились дежурить, предлагаем детям график самооценки- «экран дежурства».

Старшая группа

В старшей группе продолжаем содействовать овладению культурой поведения за столом:
—           есть бесшумно;
—           пользоваться ножом и бутербродной тарелкой при намазывании масла на хлеб;
—           правильно пользоваться столовым ножом для второго блюда (блинчики, оладьи печеные и печеночные), нож в правой руке, вилка в левой;
—           столовой вилкой (указательный палец держать сверху, черенок вилки упирается в середину ладони), при употреблении зеленого горошка — придавить его слегка зубчиками, а потом поддеть на вилку;
—           при употреблении котлеты, биточков, запеканки, вареников, куриного суфле, омлета, сырников отделять ребром вилки постепенно небольшие кусочки на один прием, держа ее в правой руке, нож при этом не используется;
—           для салата использовать закусочную вилку;
—           для употребления рыбы использовать вилку и кусочек хлеба;
—           при пользовании столовой ложкой снимать жидкую пищу губами сбоку, а не с кончика;
—           есть хлеб, отламывая небольшие кусочки;
—           бумажной салфеткой пользоваться по мере необходимости, по окончании еды сначала вытирать ею рот, потом руки;
—           после еды уносить по два столовых предмета одновременно на раздаточный стол;
—           тканевую салфетку сворачивать конвертом, уносить на раздаточный стол, стряхивать крошки на поднос.

Наши достижения

Большое значение в программе «Детский сад — Дом радости» отводится трудовому воспитанию — необходимому, важнейшему условию успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные в труде с ранних лет, отличаются самостоятельностью, умением себя обслуживать. Трудовая деятельность должна способствовать общему развитию, расширению интересов детей, проявлению простейших форм сотрудничества.

В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное — работа зрителей, появляются «дружочки» — «немые» помощники детей, ответственных за сервировку. До декабря дежурим как в средней группе (1 стол — 1 ответственный) — посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает два стола и применяет новый способ переноса посуды и столовых приборов — на подносах, лотках, набирая их необходимое количество.

Повышается скорость сервировки столов, экономится время. В группе оформляется блокнот для самооценки дежурств, где дежурные вместе с «дружочками» оценивают результат своего труда.

Уровень самостоятельности старшего дошкольника стимулирует экспериментально-поисковую деятельность, в недрах которой идет поиск собственного неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.

Отличительная особенность самостоятельности детей старшей группы — ее организованность. Инициатива ребенка направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направить свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им или задуманное дело в соответствии с требованиями взрослых.

Поэтому третья ступень «Лесенки успеха» в старшей группе — уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, ответственность за достижение результата.

В старшей группе процесс и объем труда усложняются. В начале года столько же дежурных, как и в средней группе. Самое главное- работа зрителей (как стоят, наблюдают). До декабря дежурим как в средней группе- посуду носим по одному предмету. С декабря дежурный накрывает на два стола и применяем новый способ переноса посуды- на разносах. Повышается скорость сервировки стола, экономия времени. С разноса на стол относим по одному предмету. В старшей группе заводится тетрадь для оценки дежурств (на каждого ребенка отдельный лист), где дежурные вместе с «дружочками» оценивают свой труд.

Подготовительная к школе группа

В старшем дошкольном возрасте ставятся задачи воспитания культуры поведения за столом:
—           правильно принимать и сохранять позу за столом;
—           правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом), знать порядок приема пищи: сначала салат (используя закусочную вилку), затем основные блюда;
—           пищу брать понемногу, бесшумно ее пережевывать;
—           по мере необходимости пользоваться салфеткой;
—           осторожно переносить посуду и столовые приборы после еды на раздаточный стол (весь набор одновременно);
—           полоскать рот после еды;
—           аккуратно убирать предметы сервировки (салфетницы, вазочки с букетами, предметы декора на своем столе).

Освоив сервировку столов на уровне самостоятельности в старшем возрасте, ребенок подготовительной к школе группы имеет право нарушить порядок действий во время дежурства. У ребят появляется желание проявить творчество не только в порядке сервировки, но и в подборе посуды, салфеток, элементов декора. Но возникает проблема: материала, имеющегося в группе для этого, недостаточно.

Осенью мы озвучили эту проблему родителям на консультации «Тематическая сервировка столов в подготовительной к школе группе». Оформили в раздевальной комнате информационный красочный материал об этикете за столом. Воспитатели и дети вместе с родителями начали реализацию этого проекта. Уже в конце декабря дети радовались первым результатам.

Наши достижения

В настоящий момент дети сервируют с большим желанием, проявляют творчество, подбирают тему для своих друзей, чтобы порадовать их. Расширились представления о столовом этикете (сервировке, культуре поведения), а родители проявляют активность и заинтересованность в образовательном процессе.

Дети договариваются о дежурстве с вечера, выбирают себе «дружочка». «Дружочки» помогают дежурным жестом, взглядом, мимикой, чтобы утвердиться, достичь нужного результата. Например, один сервирует салфетки, другой тарелки, один блюдца, другой чашки, один бутербродные тарелки, другой салфетницы и т.д. Дети приходят к выводу, что так быстрее. Результат дежурства заносится после самооценки в специальный блокнот.

Деятельность, освоенная на уровне самостоятельности, — необходимая предпосылка для творчества. В подготовительной к школе группе дети достигают четвертой ступеньки «Лесенки успеха», если для этого созданы все условия. Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Воспитанники научились самостоятельно сервировать столы, найдя индивидуальный стиль исполнения. Теперь они готовы творчески подойти к процессу и эту потребность необходимо культивировать, содействовать развитию у детей творчества в процессе сервировки. Мастерство взрослых должно проявиться в том, чтобы показать детям мастер-класс и увлечь их поиском новых тем, новых вариантов сервировки.

.

Таким образом, воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы в совместном творческом проекте приобрели новые знания, навыки, опыт активного взаимодействия, взаимопомощи, творческого союза.

Созданием новых тем для сервировки, например: «Сиреневая», «Пасха», «Дары солнца», «Луговые цветы», «На птичьем дворе», «Яблочный спас», «Вишневый сад», «Васильковая», «Радужная», «Золотая осень», «Музыкальная», «Сказочная», «Звездная» и др.

Возможно, использовать для сервировки, как однотонные скатерти разных цветов, так и индивидуальные тканевые салфетки размером 35Ѕ35 см как однотонные, так и с тематическим рисунком и обязательно во всем соблюдать меру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План программа по пожарной безопасности дошольников во всех возрастных группах дошкольного учереждения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ    План занятий с детьми всех возрастных групп по противопожарной безопасности ( по блокам)...

консультация "роль воспитателя в организации и проведении сюжетно- ролевых игр во всех возрастных группах"

консультация для воспитателей дошкольных учреждений1. особенности сюжетно- ролевой игры2.виды сюжетных игр.3.этапы формирования сюжетной игры...

Аналитическая справка о проведении тематического контроля по теме: «Планирование сюжетно-ролевых игр в рабочих программах всех возрастных групп»

Аналитическая справка о проведении тематического контроля по теме: «Планирование сюжетно-ролевых игр в рабочих программах всех возрастных групп» ...

Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик.

Цель  системы гимнастик в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечит...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...

Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик.

Авторская программа системы проведения в ДОУ во всех возрастных группах оздоровительных гимнастик....