Консультация "Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Мария Викторовна Бачурина

           Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты. Художественная литература -  могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи дошкольника.

           Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты. Художественная литература -  могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

          Регулярное чтение в дошкольником худ. литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и громко говорить. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Развивается фонематический слух, память, внимание, воображение, что очень важно для развития дошкольника и подготовке его к школьному обучению.

          Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки). Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

          В младшем дошкольном возрасте литература это прежде всего это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные  с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

          В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и, в то же врем, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

          В старшей группе, при восприятии  содержания литературных произведений, учим детей замечать литературные средства.

          В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи). Интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

          Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение является нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

            Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирования конкретны речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей. Помните, что чтение для дошкольника – это прежде всего общение. Беседуйте с ребенком!



Предварительный просмотр:

Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае они будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

- Чтобы увеличить концентрацию внимания ребенка, проследите, чтобы его ничто не отвлекало. Особенно рядом не должно быть никаких экранов, потому что они отвлекают чаще всего.

- Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с авторами и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

- Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

- Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.

- Если ребенок комментирует прочитанное – хвалите его за самые интересные моменты.

- Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко – куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения – нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.

- Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.

- Используйте методику «отсутствующих слов» - делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам закончит фразу за взрослого, который внезапно задумался. И обязательно похвалите!

- После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и туже книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.

- Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.

- Упростите текст: а) если в нем есть непонятная лексика; б)если можно разбить текст на несколько коротких; в) если можно повторить значимые фразы или мысли; г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы.

- Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения.

- Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и  важно).

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Любовь к чтению, формирование словарного запаса, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов, потому что надо:

- вспомнить детали;

- сделать выводы;

- вообразить сюжет;

- пофантазировать.

Важно отметить, что нужно просить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучить его слушать внимательно.

ПОМНИТЕ!

ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНИ ЭТОГО НЕ ХОТЯТ!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 7 «Красный мак»

Что делать, чтобы ребенок хотел слушать художественную литературу.

Советы педагогам и родителям

Воспитатель: Бачурина М.В.

г. Курганинск

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Использование моделей оказы­вает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать слово­сочетания, распространять простые пр...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В первую очередь при рассмотрении данного вопроса, необходимо дать определение таким понятиям, как «язык» и «речь». Венгер Л.А. и Мухина В.С. пишут о том, что язык – система знаков. Язык как средство ...

Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.

Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

В статье говорится  о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...

Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...