Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»
консультация по развитию речи

Гадеева Гульнара Васильевна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:

во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;

во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ispolzovanie_hud_litry.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3»

Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль,

ул. Мира, 14, тел: (8-35168) 2-13-90

Консультация

Сообщение из опыта работы

«Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»

 

Подготовила: Гадеева Г.В.

30.10.2019 г.

г. Чебаркуль

«Чтение книг – тропинка,

по которой умелый, умный,

думающий педагог находит

путь к сердцу ребёнка»

В.А. Сухомлинский

          

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:

во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;

во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.

Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку.

Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.

Для развития художественно - речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям.

С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора. Например,

Потянушки - потягушки, 
Кто тут сладкий на подушке? 
Кто тут нежится в кроватке? 
Чьи тут розовые пятки? 
Это кто же тут проснулся, 
Кто так маме улыбнулся? 
И кого так любит мама? 
Вот тут кто любимый самый!

Водичка-водичка, 
Умой Ирино личико, 
Ира кушала кашку, 
Испачкала мордашку. 
Чтобы девочка была 
Самой чистенькой всегда, 
Помоги, водичка, 
Умыть Ирино личико.

Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения с движением, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью, например,

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове "рожки") 
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!
(Топаем ножками) 
Глазками - хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки) 
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком) 
Забодаю, забодаю! 
(Бодаемся)

Два жука

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(Танцуем, руки на поясе) 
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой) 
Ручки вверх, вверх, вверх! 
Кто поднимет выше всех?
(Встаем на носочки, тянемся вверх)

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

 При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Этапы работы (младший средний возраст)

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

А также очень хорошо детьми запоминаются мнемомодули.

Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая

Для наиболее лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления.

Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками, играют в настольный театр, любят драматизировать сказки.

 В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:

1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части.

2. Каждая часть кодируется

3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

 А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.

Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Таким образом, художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.

Константин Дмитриевич Ушинский

«Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Литература:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  2. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  3. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми». -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  4. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями». – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....

Доклад из опыта работы "Развитие связной монологической речи детей с ТНР посредством использования мнемотехники"

Материал будет полезен воспитателям работающим  в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...

Консультация "Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи дошкольников"

         Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты. Художественная литература -  могучее действенное ...