Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основной общеобразовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.2.2..docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.2.2.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № 21 «Умка»
г. Воркуты
Перспективное планирование работы по развитию
связной монологической речи у детей дошкольного
возраста посредством пейзажной картины
сентябрь | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательного рассказа по пейзажной картине. | З.К.Р. Звук j в конце слова (с.156 Фомичева). Связная речь. Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. Грабаря «Осенний день». Художественная литература. Заучивание стихотворения Н. Стачнева «Осенняя гамма». (Перевод с болгарского И. Токмакова). | 1. Разговор с детьми на тему «Мой город». 2.Поход детей в тундру. Наблюдение за осенним пейзажем. 3. Целевая прогулка по городу «Город осенью». 4. Д. и. «Какое время года». (С.86 Бондаренко) 5.Индивидуальная работа с детьми на тему: «Кто и как рассказывает об осени – писатель, художник, поэт, музыкант». | 1.Рассматривание иллюстраций и фотографий о Воркуте. 2.Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». 3.Рисование на тему: «Мой город», «Мой дом», «Моя улица». 4. Выставка детских работ с изображением детского пейзажа. 5. «Праздник осени». 6. Сбор гербариев детей с родителями. |
октябрь | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательного рассказа «Осень». | З.К.Р. Звук j в начале слога перед гласным. (С. 160 Фомичева). Связная речь. Составление описательного рассказа «Осень» по пейзажной картине И. Левитана «Золотая осень». Художественная литература. Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». | 1.Разговор с детьми на тему: «Вечерняя Воркута осенью». 2.Поход с детьми на речку-наблюдение за происходящими осенью изменениями в природе. 3.Целевая прогулка в парк - наблюдения за деревьями в осенний период. 4.Аппликация из листьев «Осенний ковер». 5.Д.И. «Найди дерево по описанию». (С. 55 Дрязгунова) | 1.Рассматривание картины И.О.Остроухова «Золотая осень». 2. Наблюдения детей за освещенностью, за продолжительностью дня, за небом в осенний период. 3.Рисование на тему: «Тундра осенью». 4.Посещение родителей с детьми музея. 5. Рассматривание иллюстраций из книги «Лесная мозаика». |
ноябрь | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание занятия Образовательная деятельность в режимных моментах | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Рассказывание по картине «Речка замерзла». | З.К.Р. Воспитание правильного и четкого произношения звука ш в речи, (с 166 Фомичева). Связная речь. Рассказывание по картине «Речка замерзла», (с.154 Сохин, Ушакова). Художественная литература. Заучивание стихотворения И. Бунина «Первый снег» (С.304 Хрестоматия). |
(ДВ 1996,№8, с.68).
3.Рассматривание репродукции картины А. Пластова «Первый снег», (с. 108 Казакова). 4. Д. У. «Кто скажет слово наиболее выразительно». (Грустно, тихо, радостно, громко, печально, задумчиво).5. Экскурсия в краеведческий музей «Мы знаем свой город». | 1. Посещение родителей с детьми выставочных залов. 2.Настольная игра «Подбери по цвету». 3.Музыкально литературный час «Зима» из цикла «Времена года». 4. С.Р.И. Мастерская художника. 5. Составление детьми рассказов на тему: «Моя Воркута в преддверье зимы». |
декабрь | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление рассказа по пейзажной картине К.Ф. Юон «Волшебница зима». | З.К.Р. Звук ж, (с 168Фомичева). Связная речь. Составление рассказа по пейзажной картине К.Ф. Юона «Волшебница зима». Художественная литература. Заучивание стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». | 1.Рассматривание картины И. Грабаря «Зимний пейзаж». 2. Чтение детям Снегирев «В тундре», «Про оленей». Сказка «Двенадцать месяцев». 3. Экскурсия на выставку картин местных художников. 4. Рисование с детьми на тему: «Зимний лес». (С. 113 Казакова). 5. Игра драматизация на тему: «Путешествие по заснеженной тундре». | 1.Прогулки родителей с детьми в зимний парк к озеру 2. Лепка на тему, «Какие звери живут в зимнем лесу». 3.С.Р.И. «Путешествие в страну вечной мерзлоты», «Оленеводы». 4. Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». |
январь | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательного рассказа на тему «Зима». | З.К.Р. Звук щ, (с 175Фомичева). Связная речь. Составление описательного рассказа на тему «Зима» по пейзажной картине Д.Я Александрова «Зимняя сказка». Грамматический строй речи. Однокоренные слова Д.И. «Подбери другие слова». В каких словах слышится слово снег и т.п. (О.С. Ушакова). | 1.Заучивание стихотворения «Зима» И. Сурикова. 2. Чтение детям Ю.Дмитриев «Далеко на севере». 3.Конструирование из природного материала на тему: «Зимний город». 4.Настольный театр этюд «Зимний лес». (ДВ, 1994, №2, с.15). 5.Составление рассказа из личного опыта на тему «Игры зимой». | 1. С.Р.И. Выставка картин. 2. Наблюдение зимнего пейзажа с родителями на прогулке. 3.Придумывание детьми сказок о зиме. 4. Домашнее чтение Н. Павлов «Деревня зимой». 5. Рассматривание слайдов о зимних пейзажах. |
февраль | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательного рассказа по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». | З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука л в речи, (с 180Фомичева). Связная речь. Рассказывание по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Грамматический строй речи. «Кто больше назовет слов, передающих настроение в картине» - Д.У. | 1.Развлечение «Разноцветные краски», (автор Л. Пантелеева). 2.Упражнение для развития выразительности речи «Скажи фразу». 3.Д.У.«Наблюдай и нарисуй». 4.Д.У. «Найди ошибки» (с.41Чумичева). 5.Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» (с.344 Хрестоматия). | 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций: живопись, сказки, легенды Коми народа. 2. С.Р.И. Художественный салон. 3. П.И. Метелица (с.143Осокина, Тимофеева, Фурмина.) 4. Самостоятельное рассматривание картины «Северные олени». 5. Драматизация сказки Скребицкого «Зимние долги». |
март | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательногорассказа на тему «весна». | З.К.Р. Звук л, в речи, (с 181Фомичева). Связная речь. Составление описательного рассказа на тему «Весна» по пейзажной картине В. Бакшеева «Голубая весна». Обогащение словаря: Подбор синонимов, слов близких по значению. Д.И. «Кто знает другое слово» (О.С. Ушакова). | 1.Экскурсия детей в тундру. Наблюдение за изменениями в природе. 2.Развлечение с детьми «Ясна-красна, приди весна»! (ДВ, 1995, №12, с113). 3. Необыкновенное путешествие по временам года - «Круглый год» (с.82, Сорокина). 4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» 5. Составление рассказов детьми о весне из личного опыта. | 1. Рассматривание картины Я. Бродской «Март». 2. Д.И. «Узнай цветок», «Какое время года». 3. Рисование на тему «Весенняя капель». 4. Поход в музей на выставку детских работ «Весна глазами детей». 5. Рассматривание альбомов о весне и составление рассказов. |
апрель | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательногорассказа по пейзажной картине А. Саврасова «Грачи прилетели». | З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука р в словах. (с 186Фомичева). Связная речь. Составление связного описательного рассказа по пейзажной картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Грамматический строй речи. Учить использовать в рассказе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | 1.Заучивание стихотворения Журавлева «Шла весна по Воркуте». 2.Составление рассказа на тему «Мое любимое время года». 3.Чтение стихотворения С.Городецкого «Весенняя песенка». 4.Решение с детьми логических задач «Осень», «В лесу» (с.127 Детство). 5.Составление рассказа на тему «Моя любимая картина». | 1.Игры парами «Собери пейзажную картинку». 2.Рассматривание иллюстраций: животный мир тундры и севера. 3.Составление рассказов о Воркуте. 4.С.Р.И. Путешествие по временам года. 5.Экскурсия в парк к озеру - наблюдение за происходящими изменениями в природе. |
май | |||
тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей. | |
Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Составление описательногорассказа по пейзажной картине А. Рылова «В голубом просторе». | З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука р, в словах. (с 189Фомичева). Связная речь. Составление связного описательного рассказа по пейзажной картине А. Рылова «В голубом просторе». Художественная литература. Заучивание потешки «Идет матушка весна» (с. 225 Хрестоматия). | 1.Литературный утренник «От зимы до лета» по стихам Е. Благининой, с 58 Гурович. 2. Музыкально-литературная композиция «Березка раскудрявая» (ДВ, 1994,№6, с.92). 3. Составление рассказа на тему: Каждый ребенок-художник». 4.Экологическая игра «Найди, о чем расскажу». |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...
«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...