Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основной общеобразовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.2.2..docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

              Приложение 3.2.2.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № 21 «Умка»

г. Воркуты

Перспективное планирование работы по развитию

связной монологической речи у детей дошкольного

возраста посредством пейзажной картины

                                                                 сентябрь

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательного рассказа по пейзажной картине.

З.К.Р. Звук j в конце слова (с.156 Фомичева).

Связная речь. Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. Грабаря «Осенний день».

Художественная литература. Заучивание стихотворения Н. Стачнева «Осенняя гамма». (Перевод с болгарского И. Токмакова).

1. Разговор с детьми на тему «Мой город».

2.Поход детей в тундру. Наблюдение за осенним пейзажем.

3. Целевая прогулка по городу «Город осенью».

4. Д. и. «Какое время года». (С.86 Бондаренко)

5.Индивидуальная работа с детьми на тему: «Кто и как рассказывает об осени – писатель, художник, поэт, музыкант».

1.Рассматривание иллюстраций и фотографий о Воркуте.

2.Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

3.Рисование на тему: «Мой город», «Мой дом», «Моя улица».

4. Выставка детских работ с изображением детского пейзажа.

5. «Праздник осени».

6. Сбор гербариев детей с родителями.

                                                                 октябрь

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательного рассказа «Осень».

З.К.Р. Звук j в начале слога перед гласным.

(С. 160 Фомичева).

Связная речь. 

Составление описательного рассказа «Осень» по пейзажной картине И. Левитана «Золотая осень».

Художественная литература.

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

1.Разговор с детьми на тему: «Вечерняя Воркута осенью».

2.Поход с детьми на речку-наблюдение за происходящими осенью изменениями в природе.

3.Целевая прогулка в парк - наблюдения за деревьями в осенний период.

4.Аппликация из листьев «Осенний ковер».

5.Д.И. «Найди дерево по описанию». (С. 55 Дрязгунова)

1.Рассматривание картины И.О.Остроухова «Золотая осень».

2. Наблюдения детей за освещенностью, за продолжительностью дня, за небом в осенний период.

3.Рисование на тему: «Тундра осенью».

4.Посещение родителей с детьми музея.

5. Рассматривание иллюстраций из книги «Лесная мозаика».

                                                                  ноябрь

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание занятия Образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательная деятельность в режимных моментах

Рассказывание по картине «Речка замерзла».

З.К.Р.  Воспитание правильного и четкого произношения звука ш в речи, (с 166 Фомичева).

Связная речь.

Рассказывание по картине «Речка замерзла», (с.154 Сохин, Ушакова).

Художественная литература.

Заучивание стихотворения

И. Бунина «Первый снег»

(С.304 Хрестоматия).

  1. Рисование с детьми на тему: «Деревья тоже могут грустить»

(ДВ 1996,№8, с.68).

  1. Рассматривание на прогулке как изменился город с приходом зимы.

3.Рассматривание репродукции картины А. Пластова «Первый снег», (с. 108 Казакова).

4. Д. У. «Кто скажет слово наиболее выразительно». (Грустно, тихо, радостно, громко, печально, задумчиво).5. Экскурсия в краеведческий музей «Мы знаем свой город».

1. Посещение родителей с детьми выставочных залов.

2.Настольная игра «Подбери по цвету».

3.Музыкально литературный час «Зима» из цикла «Времена года».

4. С.Р.И. Мастерская художника.

5. Составление детьми рассказов на тему: «Моя Воркута в преддверье зимы».

                                                                  декабрь

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление рассказа по пейзажной картине К.Ф. Юон «Волшебница зима».

З.К.Р. Звук  ж, (с 168Фомичева).

Связная речь.

Составление рассказа по пейзажной картине К.Ф. Юона «Волшебница зима».

Художественная литература.

Заучивание стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы».

1.Рассматривание картины И. Грабаря «Зимний пейзаж».

2. Чтение детям Снегирев «В тундре», «Про оленей». Сказка «Двенадцать месяцев».

3. Экскурсия на выставку картин местных художников.

4. Рисование с детьми на тему: «Зимний лес». (С. 113 Казакова).

5. Игра драматизация на тему: «Путешествие по заснеженной тундре».

1.Прогулки родителей с детьми в зимний парк к озеру

2. Лепка на тему, «Какие звери живут в зимнем лесу».

3.С.Р.И. «Путешествие в страну вечной мерзлоты», «Оленеводы».

4. Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

                                                                   январь

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательного рассказа на тему «Зима».

З.К.Р. Звук  щ, (с 175Фомичева).

Связная речь.

Составление описательного рассказа на тему «Зима» по пейзажной картине Д.Я Александрова «Зимняя сказка».

Грамматический строй речи.

Однокоренные слова Д.И. «Подбери другие слова». В каких словах слышится слово снег и т.п. (О.С. Ушакова).

  1.Заучивание стихотворения «Зима» И. Сурикова.

2. Чтение детям Ю.Дмитриев «Далеко на севере».

3.Конструирование из природного материала на тему: «Зимний город».

4.Настольный театр этюд «Зимний лес». (ДВ, 1994, №2, с.15).

5.Составление рассказа из личного опыта на тему «Игры зимой».

1. С.Р.И. Выставка картин.

2. Наблюдение зимнего пейзажа с родителями на прогулке.

3.Придумывание детьми сказок о зиме.

4. Домашнее чтение Н. Павлов «Деревня зимой».

5. Рассматривание слайдов о зимних пейзажах.

                                                              февраль

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательного рассказа по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука л в речи, (с 180Фомичева).

Связная речь.

Рассказывание по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

Грамматический строй речи.

«Кто больше назовет слов, передающих настроение в картине» - Д.У.

1.Развлечение «Разноцветные краски», (автор Л. Пантелеева).

2.Упражнение для развития выразительности речи «Скажи фразу».

3.Д.У.«Наблюдай и нарисуй».

4.Д.У. «Найди ошибки»

(с.41Чумичева).

5.Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» (с.344 Хрестоматия).

1. Рассматривание альбомов и иллюстраций: живопись, сказки, легенды Коми народа.

2. С.Р.И. Художественный салон.

3. П.И. Метелица

(с.143Осокина, Тимофеева, Фурмина.)

4. Самостоятельное рассматривание картины «Северные олени».

5. Драматизация сказки Скребицкого «Зимние долги».

                                                                март

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательногорассказа на тему «весна».

З.К.Р. Звук л,  в речи, (с 181Фомичева).

Связная речь.

Составление описательного рассказа на тему «Весна» по пейзажной картине В. Бакшеева «Голубая весна».

Обогащение словаря: Подбор синонимов, слов близких по значению. Д.И. «Кто знает другое слово» (О.С. Ушакова).

1.Экскурсия детей в тундру. Наблюдение за изменениями в природе.

2.Развлечение с детьми «Ясна-красна, приди весна»! (ДВ, 1995, №12, с113).

3. Необыкновенное путешествие по временам года - «Круглый год» (с.82, Сорокина).

4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»

5. Составление рассказов детьми о весне из личного опыта.

1. Рассматривание картины Я. Бродской «Март».

2. Д.И. «Узнай цветок», «Какое время года».

3. Рисование на тему «Весенняя капель».

4. Поход в музей на выставку детских работ «Весна глазами детей».

5. Рассматривание альбомов о весне и составление рассказов.

                                                                 апрель

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательногорассказа  по пейзажной картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука р в словах. (с 186Фомичева).

Связная речь.

Составление связного описательного рассказа по пейзажной картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Грамматический строй речи.

Учить использовать в рассказе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1.Заучивание

стихотворения Журавлева «Шла весна по Воркуте».

2.Составление рассказа на тему «Мое любимое время года».

3.Чтение стихотворения С.Городецкого

«Весенняя песенка».

4.Решение с детьми логических задач «Осень», «В лесу» (с.127 Детство).

5.Составление рассказа на тему «Моя любимая картина».

1.Игры парами «Собери пейзажную картинку».

2.Рассматривание иллюстраций: животный мир тундры и севера.

3.Составление рассказов о Воркуте.

4.С.Р.И. Путешествие по временам года.

5.Экскурсия в парк к озеру - наблюдение за происходящими изменениями в природе.

                                                                   май

тема

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей.

Содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Составление описательногорассказа  по пейзажной картине А. Рылова «В голубом просторе».

З.К.Р. Воспитание правильного произношения звука р,  в словах. (с 189Фомичева).

Связная речь.

Составление связного описательного рассказа по пейзажной картине А.  Рылова «В голубом просторе».

Художественная литература.

Заучивание потешки «Идет матушка весна»

(с. 225 Хрестоматия).

1.Литературный утренник «От зимы до лета» по стихам Е. Благининой, с 58 Гурович.

2. Музыкально-литературная композиция «Березка раскудрявая» (ДВ, 1994,№6, с.92).

3. Составление рассказа на тему: Каждый ребенок-художник».

4.Экологическая игра «Найди, о чем расскажу».

  1. Рассматривание иллюстраций: растительный мир тундры.
  2. Составление рассказов о весне и изображение их в рисунках.
  3. П.И. Лесная эстафета (с.97, Осокина, Тимофеева, Фурмина).
  4. Рисование на тему «Цветущая весна».
  5. Экологическая игра. «Какое время года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....

Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...