Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Гвоздинская Юлия Владимировна

Использование моделей оказы­вает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать слово­сочетания, распространять простые предложения и автоматизировать звуки через речь, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать систему знаний, наглядно-схематическое мышление и связную монологическую речь.Этот материал раскрывает понятие метода наглядного маделирования и как он влияет на развитие связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Владение родным языком предполагает не только умение правильно строить предложение, но и умение рассказывать. Ребенок научается не просто называть предмет, но и описывать его, но и рассказывать о каком-либо событии, явлении, или их последовательности и т. п. В этом случае мы будем иметь дело уже со связной речью, а именно с речью содержательной, логичной, последовательной. Именно в формировании связной речи  наиболее отчетливо выступает связь речевого (вербального) и интеллектуального развития ребенка, развитие не только мышления, но и наблюдательности, воображения и т. п.   Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе не только объект рассказа, но и установить причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение и использовать различные языковые средства для связи слов в предложении и перехода от одного к другому. Очевидно, что формирование подобной развернутой и связной речи способствует и развитию собственно речевых форм мышления и, на определенных этапах развития ребенка, можно говорить о том, что мышление стало речевым, а речь превратилась в собственно мыслительную деятельность. Именно в этих случаях мы говорим о речемыслительной деятельности ребенка. Для того, чтобы успешно развивать эту деятельность предлагается ввести в работу  наглядное моделирование.

Моделирование, как наглядно-практический метод, получает все большее распространение в обучении детей дошкольного возраста.

Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использования в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Особенности моделирования как метода заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия, свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенным для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию и понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана Запорожцем, Венгером, Поддьяковым. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.

Итак, моделирование – это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных свойств и познать способы функционирования целостной системы (в контролируемых условиях). Модель допускает точный анализ (и математическое описание), перенос полученных выводов в реальные условия. Модель – это заместитель реального объекта.

Чтобы модели, как наглядно-практическое средство познания, выполняли свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- четко отражать основные средства и отношения, которые являются объектом познания;

- быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью; она должна облегчать познание.

Модели бывают разных видов: есть предметные модели. В этом случае модель аналогично предмету воспроизводит его главнейшие особенности. Например, аквариум, он моделирует водную среду, где обитают животные и растения, те связи и отношения, существующие между ними, которые можно рассматривать и изучать. Т. е. аквариум, как модель, дает возможность изучить водную экосистему. Моделью служит макет. Макет используется при ознакомлении с животными, чтоб показать детям мимикрию, т.е. защитные функции животных, приспособления к жизни в окружающей среде.

Модель может быть как предметной, так и схематической.

Моделирование в работе с детьми  необходимо т.к. оно помогает ребёнку  абстрагировать различные признаки явлений. Например, вышли с детьми на прогулку.  В природе много явлений, но нам надо показать, что тепло и греет солнце – потрогать с детьми скамейку, камешки, забор – отметить – теплое, потом это обозначить значком. Модель помогает детям увидеть и выделить существенные признаки, например, у рыб, животных. Моделирование помогает показать ребенку связи и отношения существующие в природе, этим моделирование обеспечивает более высокий уровень освоения знаний, обобщенность знаний, углубляет знания детей. Демонстрация моделей – используется как наглядный метод, как картинка, как демонстрационный материал у педагога.

Моделирование – это и практический метод, заключающийся в том, что дети сами под руководством педагога моделируют признаки объекта, связи и отношения.

Начинать использовать модели можно с младшей  группы – это сенсорные модели, обозначающие сенсорные признаки:

    1.Признак цвета (цвет можно выделить набором цветных карточек или полосок).  Рассматриваем растение, называем зеленый цвет, показываем карточку зеленого цвета.

2. Форма, как признак.

Нарисовать на карточках формы:

Рассматривая листья растений, используем карточки, например у плюща лист похож на         ,   у  герани на         .

Рассматривая кролика, берем       ,  сравниваем форму туловища с этой геометрической формой.

3. Признак численности объектов.

одно дерево, много деревьев.

  1. Признак величины.

взрослое животное и детеныш.

  1. Признак поверхности.

Гладкий, бугристый, шероховатый (берем полоски бумаги: глянцевая – гладкая, бархатная – шероховатая).

Возможно моделирование понятий – птицы, рыбы, насекомые, животные, звери.

Методика использования моделей, работа с моделями.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

  1. Сначала в процессе наблюдений с помощью обследовательских действий детей учат выделять сенсорные признаки объектов, и каждый признак выделять по отдельности, обозначая его определенным знаком, например, рассматривая листья фикуса, гладим его ладонью, гладим лист глянцевой бумаги и устанавливаем сходство: гладкий, как бумага.
  2. С помощью готовой модели сенсорных признаков, освоенных уже детьми, детям предлагают в новом объекте найти соответствующие моделям признаки или определить отсутствие этих признаков например, определить, какие листочки гладкие.
  3. Педагог организует сравнение двух объектов между собой и учит выделению признаков различия и в моделях - схемах эти признаки выкладывают.
  4. Дети по имеющимся моделям описывают новые растения.
  5. Учатся находить признаки сходства.
  6. Сравнивают не 2 объекта, а 3 в подготовительной группе – 4 и моделируют как признаки различия, так и сходства.

Таким образом,  использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые предложения и автоматизировать звуки через речь, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать систему знаний, наглядно-схематическое мышление и связную монологическую речь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.

Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

В статье говорится  о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников...

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

laquo;Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»...