Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников».
статья (младшая группа)

Габова Наталья Александровна

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений.

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу. От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень много. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Задача воспитателя довести произведение писателя до ребенка. Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, их сопереживания героям, видеть их реакцию на чтение.

При чтении художественной литературы у ребенка идет развитие мышления, а самое главное начинает формироваться личность.

Для малышей слушать книжку очень сложно. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят. К слушанию чтения приходится приучать ребенка постепенно.

в младшей группе обычно уже в первой половине года все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов.

Научить детей воспринимать и любить словесное художественное произведение даст педагогу возможность получить способных детей, развитых как нравственно, так и грамотно.

Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующие логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.). Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Дети любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе, поэтому именно стихами предпочитали писать для детей К.И Чуковский, С.Я Маршак, А.Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова. При этом дети тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого – то малышам нравятся произведения детского фольклора.

Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведение русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь; уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…, сказка «Царевна лягушка» и др.), трудолюбия, доброты («Ховрошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот петух и лиса» и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки и потешки.

Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоке», - это блестящий мини- спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец.

Таким образом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т.п.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение ФГОС позволяет воспитателям варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

 

Список используемой литературы

1. Береговая Л.Б. «Ребенок и книга».

2. Комплексная образовательная программа «Детство».

3. Ушакова О.С. Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...

консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии речи детей"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с гер...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»

Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на  мой взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через обра...

Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение и...