Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Кудисова Любовь Валентиновна

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

      Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература  оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных  форм эстетического  восприятия литературного произведения. Эстетическое  восприятие литературного произведения происходит в  результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

       В младших группах  знакомство с художественной литературой осуществляется  с помощью литературных произведений разных жанров. В этом  возрасте  учат слушать стихи, сказки, рассказы.  Также детей учат  следить за развитием   действия в сказке, сочувствовать  положительным героям. Малышей также привлекают  произведения  стихотворного жанра, которые отличаются  ритмичностью,  четкой  рифмой, музыкальностью. Дети начинают  запоминать текст при повторном  чтении (или многократном  повторении), утверждаются   в чувстве рифмы,  ритма,  усваивают  смысл  стихотворения.  При этом  речь  ребенка  обогащается  наиболее запоминающимися  ему  словами  и предложениями.

       В возрасте 4-5 лет   детей продолжают  знакомить  с художественной  литературой. Воспитатель  обращает  внимание детей, как на само  содержание  литературного  произведения,  так и на  некоторых  особенности  языка (некоторые  эпитеты и  сравнения, образные  слова и выражения).  После  прочтения (рассказывания)  сказок необходимо  приучать  детей отвечать  на вопросы, связанные с содержанием  произведения, а также на самые простые вопросы  по художественной форме. Очень важно после  чтения  правильно  сформулировать  вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь  детям  выделить  главное -  основные события произведения,  действия  главных героев,  их поступки  и взаимоотношения.  Заставить  ребенка думать,  размышлять, приходить к правильным  выводам  может заставить только  правильно  поставленный вопрос. При  чтении стихотворений выделяют  музыкальность, ритмичность, напевность  стихотворений,  подчеркивают  образные  выражения, развивают  у детей  способность  замечать  богатство  и красоту  русского языка.

         В старшей группе  при  восприятии  содержания  литературных  произведений  детей учат замечать  выразительные  средства.  Дети  5-6  лет способны более глубоко  осмысливать  содержание  литературного  произведения,  осознавать  особенности  художественной  формы. К этому  возрасту,  они  уже  могут  различать  жанры  литературных  произведений  и  некоторые специфические особенности  каждого  жанра. Чтобы  дети могли  понять  и почувствовать  художественные достоинства сказки и глубокое идейное  содержание,  необходимо чтобы им полюбились  и надолго запомнились  поэтические  образы.

       При ознакомлении  детей  с  произведениями  стихотворного  жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность  и  красоту  стихотворения. Глубже  осознавать его  содержание. При  знакомстве с жанром рассказа,  воспитатель  должен раскрывать  взаимоотношения  героев, общественную  значимость  описываемого  события,  обращать  внимание  детей на то,  какими  словами  автор характеризует  как  самих  героев,  так и  их поступки. Вопросы по прочитанному  произведению  должны  определять  понимание  ребенком  основного  содержания, а  также  умение оценивать  поступки  и действия героев.

         Перед педагогом подготовительной группы  стоят  следующие задачи:

  • воспитывать любовь у детей к художественной  литературе,  книге;
  • развивать умение  чувствовать  художественный  образ;  
  • развивать поэтический слух (способность  улавливать звучность, музыкальность, ритмичность), интонационную  выразительность речи;
  • воспитывать  способность  чувствовать  и понимать  образный  язык  сказок, рассказов, стихотворений.

        Необходимо  проводить  такой  анализ  литературных  произведений, при котором  дети  научатся  различать  жанры,  понимать  их  специфические  особенности,  чувствовать образность языка сказок,  рассказов,  стихотворений, басен.

       Чтение  художественных  произведений  раскрывает  перед  детьми все богатство  русского  языка.  В этом возрасте  у  детей  развивается  способность  наслаждаться волшебством слова,  закладывается  фундамент  для  формирования  любви  к родному языку.

        Художественная  литература  является универсальным  средством  в познавательном  развитии ребенка, выводя его за пределы  непосредственного воспринимаемого,  погружая  его  в  возможные  мира с широким  спектром  моделей  человеческого поведения  и  ориентируя  в них.             Тексты  различных произведений позволяют  эмоционально схватывать  целостную  картину  мира  во всем  многообразии  связей  вещей, событий, отношений.  Художественная  литература в познавательном развитии  детей  выполняет  следующие  функции: расширяет  представления  о мире (явлениях, не данных  непосредственно в наблюдении  и  практически  действенном  опыте);  поможет  осваивать  такие  средства  восприятия мира,  как  временные  и  причинно-следственные связи  событий; освоение моделей  человеческого поведения  в  разных  обстоятельствах;  формирование  эмоционально-ценностных  установок  по отношению к  разным  аспектам действительности (природному  и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.

       Литература открывает  и объясняет  ребенку  жизнь  общества  и природы, мир человеческих  чувств и  взаимоотношений. Она развивает  мышление  и воображение  ребенка, обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы русского  литературного  языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей. «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефо...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...