Главные вкладки

    Консультация для родителей. «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»
    консультация

    Туршатова Ольга Николаевна

    В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что  уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Дети не любят ходить в библиотеки. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znachenie_hudozhestvennoy_literatury_v_razvitii.docx17.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

     «Значение художественной литературы в развитии

    детей дошкольного возраста»

    В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что  уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Дети не любят ходить в библиотеки. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

    Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

    Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.

    Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и работники дошкольных учреждений – они являются первыми проводниками ребенка  в мир книги.

    Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому взрослые должны владеть навыками выразительного чтения. Перед педагогами и родителями  стоят важные задачи, а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).

    Таким образом, социологические исследования в нашей стране и за рубежом, выявили следующие проблемы в приобщение детей к художественной литературе, а именно:

     -у младших школьников и подростков заметно снизился интерес к чтению

    -в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры

    -изменение подлинной детской литературы

    -исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.

    Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.

    Существует огромное количество методов и форм по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой, которые мы используем. Перечислю некоторые из них:

    1.Словестные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)

    2.Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)

    3.Наглядные(показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов театра)

    Так же существуют и следующие формы работы как с детьми, так и с родителями. Форы работы с детьми подразумевают:

    -занятия( по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи)

    -кружковая работа

    -культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку ДОУ, оформление тематических выставок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность.

    Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, участие родителей в проектной деятельности, в литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.

    Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, можно добиться повышение у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, также создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения, хорошо адаптироваться и учиться в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

    Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

    Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

    Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

    В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...

    Консультация для родителей "Значение аппликации в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

    Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоят...