Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Мунтян Ольга Владимировна

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств  и  взаимоотношений. Она   развивает  мышление  и  воображение  ребёнка, обобщает его эмоции,  даёт   прекрасные  образцы   русского   литературного  языка,   развивает  умение  тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Роль художественной литературы

 в формировании звуковой культуры речи дошкольника.

                                   

                                       Консультация для родителей

                                                                              подготовила учитель – логопед,

                                                                               воспитатель О.В. Мунтян

                                                             

 

 Отраженье исчезнувших лет,

 Облегченье житейского ига,

 Вечных истин немеркнущий свет –

 Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник                        

                 

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

 Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми чтением художественной литературы. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают педагоги и родители.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

О.И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи, а перед родителями, ставится задача по чтению художественной литературы в домашних условиях».

Иногда работа по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки, манера говорения.  Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

 В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

 Например,

- Ножки, ножки,

 Куда вы бежите?

 - В лесок на мошок

 Избушку мшить,

 Чтоб не холодно жить.

 С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития культуры речи ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции, обогащает словарный запас ребёнка.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для развития речевого мышления то есть обогащения словарного запаса, развития звуковой культуры речи.

 Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития речевого мышления, фонематического слуха, дикции и интонации детям наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

 Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. А так же развивает звуковую культуру речи, обогащает словарный запас, развивает связную речь. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Использованная литература:

1.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада.  Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979г.

2. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации. Под. ред. В.В.Гербова. – 2-е изд., испр. – М.:Мозаика – Синтез, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Консультация для родителей. «Советы родителям по формирование звуковой культуры речи дошкольников».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311588","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"406","width":"300"}}]]...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство в формировании звуковой культуры речи дошкольника"

Консультация в помощь педагогам в работе с детьми дошкольного возраста  по формированию звуковой культуры речи . содержит игры и упражнения...