Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".
консультация по развитию речи по теме

Беребенева Светлана Михайловна

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        ДЕТСКИЙ САД  «Светлячок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника».

 

Подготовила воспитатель: Беребенева С.М.

2013г.

 «Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

            Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

            Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

            Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

         Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, мы  уделяем дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

               Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. 

На занятиях и в свободное от них время  с помощью дидактической игры  решаются следующие задачи:
- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками, 
- развитие слухового восприятия, речевого слуха; 
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

         Игры  проводятся систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное  значение. Поэтому в педагогическом процессе используются упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота»  и др. на формирование  длительного целенаправленного  ротового  выдоха. 

У некоторых детей встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать  мышцы речевого аппарата, что бы движения речевых органов ребенка становились более четкими  и согласованными. Для этого большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. 

 Работа организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а воспитатель  контролирует выполнение.

Проводя артикуляционную гимнастику, следим за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Работа по развитию звуковой культуры  состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.  

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи в нашей группе  структурированы по содержательным задачам.        

Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность.

  1. На самом первом этапе учить  детей  выделять звук. Игры с детьми: 

"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

"Волшебный кубик". Используем в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.        

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем  кор... (М) и т. д.

«Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.

  1. После того как дети научились выделять звуки в словах, переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше»,

"Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

  • Где был?-На  балконе.
  • Кого видел?- Бульдога.
  • Куда собираешься? В булочную.
  • Что будешь покупать?- Баранки.
  • Куда поедешь?- В Бразилию.
  • Что на тебе надето?- Блузон.
  • Кем работаешь? - Бухгалтером и т.д.

Таким же образом отрабатываются  другие звуки.

"Изобрази предмет. Который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука? Кошка, канат, камень и т.п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

       

       Таким образом, овладение звуковой культурой речи  имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и  овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение  грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для родителей. «Советы родителям по формирование звуковой культуры речи дошкольников».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14311588","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"406","width":"300"}}]]...

ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников

Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речевого произношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую д...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство в формировании звуковой культуры речи дошкольника"

Консультация в помощь педагогам в работе с детьми дошкольного возраста  по формированию звуковой культуры речи . содержит игры и упражнения...