Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.
консультация по теме

Будникова Динара Анатольевна

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.
Раннее выявление детей с нарушением звукопроизношения и оказание им специализированной помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение трудностей письма и чтения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.39 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_konsultatsii_novaya.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №15 «Сказка» города Лермонтова

Общение и сотрудничество  - средства  оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Консультация логопеда.

Учитель-логопед:

Будникова Динара Анатольевна

г. Лермонтов

2014 год

Цель консультации: Дать родителям элементарные  представления об этапах развития детской речи, причинах нарушения звукопроизношения, методах и способах закрепления поставленных звуков в домашних условиях, способах оптимизации занятий для улучшения качества коррекционной  работы.

Место и дата проведения: МБДОУ №15 «Сказка», сентябрь 2014 года.

Предполагаемый  контингент родителей: родители логопедических групп и групп общего вида.

             Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка по подражанию. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям. Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя как ее звуковое наполнение, так и связность высказываний. К 3-4 годам ребёнок  улавливает на слух различие между своим неправильным произношением и произношением взрослых и подтягивает своё к имеющемуся в речи взрослых образцу.  В норме к 4-5 годам ребёнок различает все звуки. Становление звукопроизношения происходит последовательно: ребёнок усваивает сначала артикуляторно простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова. Ведущую роль в усвоении произношения играет слух. Речь взрослого, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

О нарушении звукопроизношения дошкольников.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков. Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться, как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений .

Биологическими причинами нарушений звукопроизношения являются врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Но при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.

Одной из распространенных социальных причин нарушений звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь. 

Формы педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное и эффективное развитие речи дошкольников.

Традиционно выделяют три формы взаимодействия педагога и ребенка в образовательном пространстве.

1. Целенаправленное обучение детей на занятиях – ведущая форма взаимодействия, обеспечивающая формирование речевых новообразований, становление базовых познавательных и речевых умений. 2. Совместная деятельность вне занятий – основная форма взаимодействия взрослого с ребенком в целях первичного накопления или закрепления речевых умений.

3. Самостоятельная деятельность детей:

• Самообучение языку, саморазвитие речи как самостоятельное закрепление ребенком познавательных и речевых умений в специально созданной педагогом предметно-развивающей среде.

• Педагогическая поддержка, как специальная деятельность педагога по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной (необходимой в данный момент, например логопедической) помощи ребенку в решении их индивидуальных проблем, связанных с общением и речью.

  • Общение и игры с родителями.

Принципы организации педагогической деятельности по оптимизации процесса речевого развития детей.

Принцип развития речи как целостного образования.

• Базируется на понимании языка как системы, и речи как полифункциональной и полиморфной деятельности(речь является основным средством общения, каналом получения, закрепления и применения информации об окружающей действительности). Предполагает развитие речи в единстве всех ее сторон (диалогической речи, монологической речи, развитие словаря), что обеспечивается решением комплекса задач при учете первичности задачи развития связной речи.

 Принцип взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.

• Базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира. Предполагает первичность работы по накоплению содержания речи на основе восприятия, мышления, памяти, воображения и освоение речи в условиях решения ребенком значимых для него познавательных задач(словарная работа).

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей.

• Базируется на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации(речь-средство общения дошкольника, способ получения информации об окружающем).Определяет практическую направленность педагогического процесса, то есть предполагает развитие речи как средства общения, в общении, через общение, для общения.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

• Базируется на положении о том, что язык осваивается в процессе речевой практики (диалогической речи), а речевая активность есть основное условие своевременного речевого развития. Предполагает проявление активности в разных видах речевой деятельности (слушании, говорении), а разных видах связной речи (диалогической и монологической), в процессе целого комплекса видов детской деятельности.

 Принцип обогащения мотивации познавательной и речевой деятельности детей.

• Базируется на понимании мотива как важнейшего компонента речевой деятельности, от которого зависит качество ее продукта. Предполагает усложнение мотивов. 

Взаимосвязь родителей и логопеда  в преодолении речевых нарушений у детей.

Задача логопеда - сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна. Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – ребенок приходит в детский сад. Важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы добиться хороших результатов в преодолении звуковых нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

•        не ругать ребенка за неправильную речь;

•        ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

•        не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

•        осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению развивающих  игр и упражнений дома. Что касается звукопроизношения, то чем чаще будут небольшие по времени занятия , тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между собой, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

Рекомендации к оптимизации формирования звуковой культуры речи.

Для самых маленьких.

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу.

Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный речевой диалог.

Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.

Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка.

В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.  

Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша развитая речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. Не забывайте о старых «бабушкиных» пестушках, попевках, складушках. Такие речевые формы побуждают малышей к звукоподражанию, стимулируют речевое общение.

Для тех, кто подрос .

Постоянное речевое общение, диалог.

Инсценирование знакомых сказок .

Игры с мимикой, которые побуждают ребенка подражать взрослым и тем самым развивать свой артикуляционный аппарат.

«Игры-ладошки» помогут связать слово и картинку. Эти упражнения могут стать началом артикуляционной гимнастики.

Игры для развития слухового внимания. «Где позвонили?» ,«Угадай, на чём играю? », «АУ»,  «Чуткие ушки», «Сигнальщики» ,«Добавь звук».

Игры для развивать подвижности языка : «Сказка о Весёлом язычке», «Заглянем в Ротик-Домик» и т.д.

Игры для развития речевого дыхания: «Пускаем пузыри», «Бабочка, лети! »,

д/упражнение «Удлини предложение» ,«Соковыжималка»

Игры для развития речевого дыхания: «Гном и великан», «Тише – громче», «Эхо.

Игры и упражнения для формирования звукопроизношения, на звукоподражание, закрепление и уточнение произношения звуков, дифференциацию.

Полезно использование чистоговорок, скороговорок, игр типа: «Скажи красиво» - произношение слов, словосочетаний и предложений по образцу.

Взрослый должен осуществлять постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправлять ошибки, диалектное произношение, давая образец правильного произношения.

Малые и большие стихотворные формы закрепляют определенный звук. развивают память .

Рассказы и сказки автоматизируют поставленные звуки в свободной детской речи.

Дома надо чаще читать. У детей должна быть своя детская библиотека.

На улице полезно наблюдать за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждать с детьми увиденное.

Общение взрослого и ребенка – не процесс, а сама жизнь, которая должна приносить радость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников. Логопед: Будникова Динара Анатольевна МБДОУ №15 «Сказка» г. Лермонтов 2014г.

Слайд 2

Актуальность темы. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития. Раннее выявление детей с нарушением звукопроизношения и оказание им специализированной помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение трудностей письма и чтения .

Слайд 3

Развитие речи дошкольников 4 - 5 лет Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Слайд 4

Развитие речи дошкольников 6 - 7 лет В норме должны быть сформированы все звуковые фонемы, должна быть четкая дифференциация звуков в свободной речи. Ребенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события с и без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

Слайд 5

Значение родного языка (правильного звукопроизношения) в общем развитии ребенка. коммуникация, общение, возможность свободно рассуждать, делать выводы, отражать связи между предметами и явлениями социализация (передача опыта) умственное развитие(внимание, память, мышление, логика) приобщение к общей культуре(художественная литература) развитие личности (характер, эмоции, волевая сфера)

Слайд 6

С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова. С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова. С 6-ти лет : 1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.); 2) определить последний звук в слове (сыр); 3) определить согласный в середине; 4) определить последовательность звуков в слове (мак); 5) определить количество звуков в слове. Полноценным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением. Произношение звуков

Слайд 7

Причины нарушений звукопроизношения . Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: *нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; *нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; *нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов); *неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи .

Слайд 8

Причины нарушений звукопроизношения . * тонус или астения органов артикуляции * незрелость речевых зон коры головного мозга * частые простудные заболевания , ЛОР-патология * слабая моторика мелкой мускулатуры рук * недоразвитие фонематического или физиологического слуха *двуязычие в семье

Слайд 9

Как формируется правильное произношение * Управление органами артикуляции для внятности и чистоты звука * Восприятие обращенной речи * Работа над постановкой и закреплением звука * Звуковая культура речи в упражнениях и играх * Собственно правильное произношение * Самопроизвольный контроль за собственной речью Общение в грамотной языковой среде

Слайд 10

Что может помочь ребенку в формировании правильного звукопроизношения. элементарные знания родителей. позитивный настрой поэтапность введения материала систематичность занятий продолжительность занятий не более 15мин использование наглядности и игр

Слайд 11

Что может навредить ребенку в формировании правильного звукопроизношения . убеждение что «перерастет» немотивированный натиск, форсирование звукового материала «сюсюканье» или чрезмерные требования к ребенку нерегулярность и объемность занятий

Слайд 12

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка. не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. уделять особое внимание выполнению домашних логопедических заданий.

Слайд 13

Способы оптимизации формирования звуковой культуры речи Использование движений, сочетаемых с речью потешки пальчиковая гимнастика массаж ладоней упражнение на развитие силы кистей рук Артикуляционная гимнастика Веселый язычок Путешествие в Страну правильной речи Дыхательная гимнастика БОС Авторская методика Стрельниковой Игры на развитие правильного звукопроизношения Доскажи словечко Стихи – небылицы Чистоговорки Скороговорки Стихотворные формы и рассказы

Слайд 14

Играйте вместе с ребенком в развивающие игры, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Играем с детьми Бублик Бублик мы с тобой слепили, плавно губки округлили, Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать!

Слайд 15

Самомассаж с предметами Эффективный метод на всех этапах развития речи. - помогает согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи. - развивая силу кисти рук, повышает тонус коры головного мозга. Гладь мои ладони, еж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.

Слайд 16

Развитие чувства ритма и координации движений Эффективный метод на всех этапах развития речи. Согласовывает движения и слова Я хватаюсь за веревку Правой ловко, левой ловко. За узлы ее беру, Все слова проговорю.

Слайд 17

«Немая» артикуляция и знакомство с буквами

Слайд 18

Звук - буква Дидактическая игра «Узнай звук». Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем: Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат.

Слайд 19

Артикуляционная гимнастика статические и динамические упражнения Эффективный метод на этапе постановки звуков для удерживания артикуляционных поз и укрепления мышц речевого аппарата.

Слайд 20

ЗАДАНИЯ НА ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Игра «Собери букет». Цель: учить объединять звуки в слово. Детям предлагается изображение цветов, внутри которых написаны буквы. Дети должны соединить звуки вместе, чтобы получилось целое слово. Дидактическая игра «Паровоз». Задание : «Где ты слышишь звук: в начале, середине, конце слова». Букву нужно поставить в соответствующий вагончик. Используются картинки с буквами и изображение паровоза с вагончиками. А М К

Слайд 21

Одним из важнейших направлений в деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Сценарий педагогического совета "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Тематический педсовет "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников", в форме круглого стола, с элементами теоретического семинара и практикума...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников.Материал поразным возрастам...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...