Сценарий педагогического совета "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии на тему

Тематический педсовет "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников", в форме круглого стола, с элементами теоретического семинара и практикума

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Курманаевский детский сад №1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

Протокол педсовета № 3  от 9 марта 2017 года

Присутствует 20 чел.

Отсутствует -  0

 Тема: «Формирование звуковой культуру речи детей в процессе игры и ознакомления с художественной литературой»

Подготовка педсовета:

                                             

Февраль 2017

Тематический контроль

Организация работы по совершенствованию звуковой культуры речи детей в процессе игры и ознакомления с художественной литературой

Семинар-практикум

Играем со звуком (формирование фонематического слуха)

Открытые просмотры

 Занятия по развитию речи во всех группах

Смотры-конкурсы

Лучший уголок книги и театра

Консультация для педагогов

Формирование фонематического восприятия дошкольников

Консультация для родителей

Развиваем мелкую моторику-речь

Развлечения, досуги, праздники

Конкурс лучший чтец МАДОУ

 

Форма проведения:  круглый стол

Сроки проведения: 9 марта 2017 год

Цель: обобщить систему работы и определение перспективы  деятельности педагогического коллектива  по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в МАДОУ

План проведения педсовета:

  1. Итоги выполнения рекомендаций предыдущего педсовета.    
  2.   Итоги тематической проверки по теме педсовета. (ст.воспитатель Невтеева С.В.)
  3.  Теоретическая. Семинар-практикум  для педагогов «Формирование фонематического слуха «Играем со звуком» (учитель-логопед Шарапова О.А.) (Приложение)
  4. Принятие решения педсовета.
  5. Оперативные вопросы.

             

 1.Итоги выполнения решения педсовета  от № 2  от 12 декабря 2016 года

Приобрести необходимую методическую литературу, детскую художественную литературу, дидактические игры и развивающие пособия гигиеническому воспитанию и ЗОЖ детей. По данному вопросу ведется работа: подготовился список пособий, который необходимо приобрести.

Планировать индивидуальную работу с детьми по ЗОЖ и гигиеническому воспитанию с учетом  уровня сформированности представлений и умений, потребностей и интересов детей в условиях уголка физического развития в группах. В календарный план вносятся сведения для проведения индивидуальной работы и отработке физических упражнений с детьми в течение режимных моментов и самостоятельной деятельности детей на прогулке.

Систематически проводить утреннюю гимнастику,  занятия по физическому развитию и прогулки в соответствии с циклограммой занятий и режимом МАДОУ. Данная рекомендация педсовета не выполняется некоторыми воспитателями.

Рекомендовано проводить просветительскую  работу с родителями по профилактике психологических нарушений и травм у детей дошкольного возраста. Педагогами разработаны  консультации, памятки, буклеты для родителей.

Решили:

Рассмотрев вопрос о выполнении решения педсовета от 12.12.16 года, педсовет отмечает проделанную работу, при этом указывает на несоблюдение режима физкультурно-оздоровительной работы. Таим образом, данный пункт считается не выполненным, а именно:

Систематически проводить утреннюю гимнастику,  занятия по физическому развитию и прогулки в соответствии с циклограммой занятий и режимом МАДОУ. Срок: постоянно, Всем группам и педагогам.

Голосовали:

«За»- 20 ; «Против»- 0; «Воздержались»-0

2. Вступительное слово:

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая культура речи – составная часть речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя: формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, формирование правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Проблема звукопроизношения   у детей стоит очень остро в нашем детском саду. В образовательной программе МАДОУ отражены задачи по речевому развитию по каждой возрастной группе, среди них выделяются  задачи по формированию фонематического слуха и ЗКР.

3.Итоги тематической проверки представила старший воспитатель Невтеева С.В.:    В ходе тематической проверки осуществлялся анализ созданных условий по совершенствованию звуковой культуры детей в группах,   методическом кабинете ДОУ. Проверка показала, что в ДОУ созданы условия для развития ЗК речи детей.  В группах имеются   уголки книги и театра, где есть  иллюстрированные детские книги, сборники стихов и сказок, в т.ч. и самодельные, познавательные энциклопедии; в данных уголках представлены различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный), литературные игры (настольные)  выставки одного автора (писателя, поэта),  уголки ряжения с элементами  костюмов для обыгрывания сюжетов произведений. При этом не выявлено наличие в данных уголках игрушек  для обыгрывания сюжетов, декораций,  тематических альбомов для рассматривания,  выставок рисунков по сюжетам прочитанных произведений,  книжной мастерской(кроме 2 младшей «б»). Таким образом, смотр-конкурс показал следующие результаты:  1 место- средняя «в» группа (за оригинальность в оформлении), 2 место - 1 младшая «б» группа, подготовительная «б» группа, 3 место - 2 младшая «а», 2 младшая «б» за активное привлечение родителей в конкурсе. Кроме этого в группах оборудованы речевые уголки  , которые наполнены в основном настольными дидактическими играми. Анализ данных игр показал, что они в основном решают задачи развития речи в целом, а звуковой культуры речи, фонетики, и  не соответствуют программным задачам. В группах созданы речевые уголки, но в них мало наглядности, дидактических игр для развития речи и в частности ЗКР по программе, имеются «покупные» игры, альбомы, но очень мало из них соответствуют задачам данного возраста и программы, в речевых уголках нет места для индивидуальных занятий артикуляционной гимнастикой с зеркалом и набором карточек для наглядности. В речевых уголках не отражается работа на занятиях. Рекомендовано в течение лета разработать перечень необходимых дидактических игр, наглядности по всем возрастным группам, оборудовать место для артикуляционной гимнастики.

   Анализ обеспечения методического кабинета показал, что имеется недостаток в дидактических играх по ЗКР, наглядности по обучению грамоте. Рекомендуется обеспечить наглядностью занятия по обучению грамоте, развитию речи.

  Во время проверки осуществлялся открытый просмотр занятий по развитию речи (ЗКР) во всех группах. Анализ проведенных занятий показал, что педагоги владеют методикой организации и проведения занятий по развитию речи на удовлетворительном уровне, грамотно подбирают материал в соответствии с программой, при этом существует проблема в интеграции и дифференциации материала в соответствии с особенностями развития детей. Анализ программного обеспечения показал, что используются методические разработки В.Гербовой, Ушаковой , Сохина, Варецовой, так же интернет-ресурсы. При этом педагоги высказали мнение о несоответствии методики Гербовой с программой, поэтому рекомендовано проводить занятия по речевому развитию по методике Ушаковой и Сохина, по обучению грамоте - Варенцовой, но внимательно дифференцировать материал, представленный в этих методичках.

    В МАДОУ работает логопункт , где занимаются  30 детей  от 5-7 лет, которым рекомендованы занятия с учителем -логопедом ПМПК. Так же учитель -логопед проводит консультативную  и диагностическую работу с детьми и родителями по запросам. С 1 сентября   2016  года на логопункте занимаются дети со следующими речевыми нарушениями:    

Речевое нарушение

Формы

Количество детей

Процент

Дислалия

ФН

11

37%

ФФН

7

23%

ФФН дизартрия

2

6%

ОНР

ОНР

3

10%

ОНР алалия

7

23%

Всего 30 детей.12 детей  (39%) имеют тяжёлые  нарушения речи (ТНР) и нуждаются в обучении  при   коррекционной группе.

 По результатам промежуточной диагностики на 30 декабря 2016 года из 30 детей выпущено: с хорошей речью 4 ребёнка, со значительным улучшениям продолжат обучение во II полугодии  26 детей.  Диагностика развития речи (январь 2017 г) ( фонетической стороны речи) детей показала следующие результаты: из 5 групп ( 2 - 2мл, 3 - сред) 8 (9%) детей не разговаривают, 73% из общего списка имеют проблемы в звукопроизношении, почти столько же 68%- имеют проблемы с интонационной стороной речи, фонематическим слухом.

В режим ДОУ во всех группах включена артикуляционная и дыхательной  гимнастика, анализ качества проведения данной гимнастики показал, что  она проводится с нарушениями методики: сидя на стульчиках, с выпрямленной спиной, количество упражнений и сами упражнения не соответствуют изучаемым звукам. Место для гимнастики не оборудовано.

По результатам тематической проверки рекомендовано:

Совершенствовать работу по развитию звуковой стороны речи детей используя приемы развивающего обучения:   моделирование, ТРИЗ-приемы и игровые приемы. Всем воспитателям, Срок: постоянно.

  1. Систематизировать работу в книжном уголке,  (в т.ч. тематическую  и возрастную направленность подбора литературы для детей в книжном уголке, на наполняемость книгами, их сохранность, работу по ремонту книг, разные виды театра, тематические альбомы, игрушки для обыгрывания, декорации)  Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  2. Проводить занятия по речевому развитию по методике Ушаковой и Сохина, по обучению грамоте - Варенцовой,    дифференцировать материал, используемый для занятий в соответствии с программой. Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  3. Разработать перечень  и оформить   дидактические игры, наглядные пособия по всем возрастным группам в соответствии с программой и методическими рекомендациями. Срок: До сентября 2017 г.  Старшему воспитателю.
  4. В группах в речевом уголке оборудовать место для артикуляционной гимнастики, оснастить его необходимой наглядностью, постоянно обновлять материал в нем в соответствии с пройденным материалом. Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  5. Наладить преемственные связи с учителем-логопедом. Интегрировать      образовательную деятельность.   Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  6. Наладить работу с семьей по проблемам развития фонематической стороны речи детей. Срок: постоянно. Всем педагогам.

4.Семинар-практикум для педагогов «Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста «Играем со звуком»- Шарапова О.А.

5.Решение педсовета:

Педсовет, рассмотрев и обсудив проблему формирования звуковой культуру речи детей,  отмечает наличие удовлетворительных условий по формированию звуковой культуры детей в группах,   методическом кабинете ДОУ,  методическое обеспечение, наличие профессиональных умений у педагогов, наличие преемственных связей педагогов и учителя-логопеда, родителей. Но при этом, педсовет выделяет  недостатки в работе: не систематизирована работа по формированию звуковой культуры речи детей, многие занятия не соответствуют программе, возрастным и индивидуальным особенностям детей, перспективное планирование создано на основе некомпетентных источников, работа по развитию артикуляционного аппарата и отработка звуковой культуры речи ведется эпизодически и не соответствует методике, речевые уголки не оборудованы зеркалами и необходимыми играми.

Совершенствовать работу по развитию звуковой стороны речи детей в соответствии с методикой О.С. Ушаковой. Всем воспитателям, Срок: постоянно.

 

  1. Систематизировать работу в книжном уголке,  (в т.ч. тематическую  и возрастную направленность подбора литературы для детей в книжном уголке, на наполняемость книгами, их сохранность, работу по ремонту книг, разные виды театра, тематические альбомы, игрушки для обыгрывания, декорации)  Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  2. Проводить занятия по речевому развитию по методике Ушаковой и Сохина, по обучению грамоте - Варенцовой,    дифференцировать материал, используемый для занятий в соответствии с программой. Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  3. Разработать перечень  и оформить   дидактические игры, наглядные пособия по всем возрастным группам в соответствии с программой и методическими рекомендациями. Срок: До сентября 2017 г.  Старшему воспитателю.
  4. В группах в речевом уголке оборудовать место для артикуляционной гимнастики, оснастить его необходимой наглядностью, постоянно обновлять материал в нем в соответствии с пройденным материалом. Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  5. Наладить преемственные связи с учителем-логопедом. Интегрировать      образовательную деятельность.   Воспитателям. Срок:  Постоянно.
  6. Наладить работу с семьей по проблемам развития фонематической стороны речи детей. Срок: постоянно. Всем педагогам.
  7. Строго выполнять режим физкультурно-оздоровительной работы. Срок: постоянно. Всем педагогам.

Голосовали:

«За»- 20 ; «Против»- 0; «Воздержались»-0

2.Оперативные вопросы:

- Создание безопасных условий в дошкольном учреждении (Юдина М.В.)

Решили: Оптимизировать работу по профилактике детского травматизма в учреждении за повышения контроля,  профилактической работы с детьми, педагогами, родителями. Срок: постоянно, Отв.: все работники ДОУ.

- О создании рабочей группы по подготовке  конкурсных материалов на Гранд губернатора 2017 г (Невтеева С.В.)

Слушали  Невтееву С.В., она предложила для подготовки конкурсных материалов создать рабочую группу в составе: Юдиной М.В., Невтеевой С.В.,  Шараповой О.А., Гранкиной М.В., Бузиной Е.Г.,  Рязанцевой В.В., Алексеевой Н.А., Галкиной В.Н.

Решили: Создать рабочую группу по подготовке конкурсных материалов в предложенном составе.

Председатель педсовета

________________/________/

Секретарь педсовета

______________/_________/

                                                                                                           

Приложение 1

     Шарапова О.А. учитель-логопед

Семинар-практикум для воспитателей «Играем со звуков»

Цель семинара – практикума: формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематических процессов у детей  через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых  упражнений, как средство для развития фонематических процессов. ·

План:

1.Речевые зоны коры головного мозга.

2. Звуковая культура речи.
3. Фонематический слух и возрастные особенности его развития у дошкольников?

4. Причины нарушения фонематического развития.

5. В чём выражается недостаточность фонематического восприятия

6. Результаты диагностики фонематических процессов у воспитанников МАДОУ.

7.Направления развития фонематических процессов и игровые приёмы работы.

8. стимулирующие значение двигательной функции руки.

9. Игры на развитие фонематического слуха (практикум).

10. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

11.  Подведение итогов семинара-практикума.

1) Возрастные нормативы развития фонематических процессов.

2) Закрепление пройденного материала в течение дня.

С2.

       1. Чтобы играть со звуком необходимо понять, что такое звук, какова его природа. Звук – это воспринимаемое слухом физическое явление, порождаемое колебательными движениями воздуха или другой среды. Звуки бывают речевыми и не речевыми. Речь – важнейшая функция коры головного мозга. В её осуществлении принимают участие различные отделы. К таким отделам относятся прежде всего корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). Это слуховые, двигательные и зрительные области. В височной доле левого полушария происходят восприятие и дифференцировка слуховых раздражителей, сложный процесс понимания речи, восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике. Двигательная область (нижние лобные извилины левого полушария) осуществляет программу речевого высказывания, воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока.

       В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).

       Большое значение в речевой деятельности имеют так же  теменные доли мозга, экстрапирамидная система, стриополидарная система, мозжечок участвует в координации ритма, темпа речи и тонуса речевой мускулатуры.

      Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства; характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения.

С3.  Развитие речи включает несколько (5) разделов

Звуковая культура речи

Формирование словаря

Формирование грамматического строя речи

Связная речь

Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.

С4.

      2. Звуковая культура речи решает следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– звуковысотный слух,

– слуховое внимание,

- фонематический слух,

– восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка,

- развивать артикуляционный аппарат,

- работать над речевым дыханием,

- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения,

- вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию

3. Воспитывать интонационную выразительность речи.

        3. Сегодня мы поговорим о воспитании речевого слуха, о возрастных особенностях его развития, и  игровых приёмах его развития.

        Звуковысотный слух – первый этап речевого развития, когда дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональной окраски речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и по тембру (отличают по голосу мать и других близких).

        Слуховое внимание – умение определять на слух то или иное звучание и направление звука – развивается очень рано: дети отыскивают взглядом предметы и игрушки, издающие различные звучания, появляются двигательные реакции на голоса окружающих.

       Фонематический слух – способность чётко отличать одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: стол – стул – стал; дом – сом – ком – лом.

С5.  Фонематический слух (или фонематические процессы)  включают следующие компоненты: фонематический анализ, фонематическое восприятие, фонематический синтез и представление. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. Как вы думаете, какой процесс формируется первым и является основой для всех остальных?

С6.

      Первая ступень развития фонематического слуха  – фонематическое восприятие. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.

       4. О развитии речевой функции детей можно судить уже с 2 -3 мес. Это период гуления – голосовой реакции: кряхтение, повизгивание. Это звуковое выражение положительного эмоционального состояния. Ребёнок смотрит на лицо говорящего, наблюдает за движениями его губ и пытается подражать звукам. Главное условие голосового подражания – возможность видеть мамино лицо. Способность к подражанию движениям рта и языка уменьшается в трёхмесячном возрасте малышей, а затем восстанавливается к 12-ти месяцам.

С7.

        Развитие речевой функции от 2 до 5 мес. осуществляется благодаря врождённым программам ЦНС и не зависят от состояния слуха.

        В 4-5 мес. – стадия гуления сменяется стадией лепета, голосовой поток распадается на слоги (та-та-та, га-га-га). Лепеча, ребёнок может воспроизводить интонации взрослой речи, повышая и понижая голос. Может создаться впечатление, что ребёнок играет, изменяя интонации своего голоса. При прослушивании вашей речи слуховая система ребёнка настраивается на восприятие интонаций, а, следовательно, ребёнок сможет их воспроизводить. Для глухих детей лепет, начавшись, как у здоровых, не усложняется, их звукосочетания содержат меньше звуков, чем у слышащих детей.

        Таким образом, обязателен речевой (слуховой) зрительный контакт. Дети начинают слушать себя, подражать взрослым (следовательно - большое значение речевой среды в семье).

        Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьёзно и настойчиво впервые три года жизни ("критический период развития"). Все функции ЦНС лучше всего поддаются воспитанию и тренировке в период их естественного созревания. К двух летнему возрасту у ребёнка в основном завершается созревание нервных клеток и  разделение коры на слои в речевых зонах. Речевые механизмы действуют автоматически, на уровне подсознания. Расстройства речи возникают в случаях, когда эти автоматизмы не выработаны или сломаны. Тогда приходится создавать их под контролем сознания.

      К концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.   Фонематическое восприятие это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Специалистами доказано, что правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. У некоторых детей формирование фонематического восприятия запаздывает и не соответствует возрастной норме. Сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

       Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

        На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

        На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

       Таким образом, фонематические процессы, имеющие в основе неврологическую природу, начинают формироваться у детей в период от 1 – 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образом.   С8. Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин). Уточним, что чёткое фонематическое представление о звуке возможно только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые правильно произносим».

       Следовательно, работу по развитию фонематических процессов необходимо начинать как можно раньше, в сензетивный для развития компенсаторных возможностей возрасте, а это ранний возраст от 1-4 лет.

С9.    

       5. Причины нарушения фонематического восприятия:

- органическое повреждение корковых зон головного мозга, запаздывание созревания этих систем, нарушение их функционирования (ММД – минимальная мозговая дисфункция, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ПЭП – перинатальная – поражение головного мозга, возникшее в перинатальный период с 28 нед. беременности, включая период родов и первые 7 дней жизни, РЭП – резидуальная – остаточное явление после поражения ЦНС);

-   длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития;

- неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

        Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают своё место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.

           6. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

           А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла...",– у него восхитительный музыкальный слух .

          Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

          Недостаточность фонематического восприятия выражается в следующем:

- дети не чётко различают на слух фонемы в собственной речи,

- им свойственны недостаточность слухоречевого ритма и нарушение динамического праксиса,

- они допускают многочисленные ошибки при передачи ритмического рисунка на уровне слова,

- оказываются неподготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

С10.

      7. Сформированность фонематических процессов в подготовительных группах в конце учебного года в МАДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок»

 

        8. Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А. формирование фонематических процессов происходит в пяти направлениях:

- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;

- развитий операций мышления - анализа и синтеза – на предметном уровне;

- развитие фонематического восприятия (речеслухового);

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- установление связи между звуком и буквой.

        Каждое направление содержит в себе последовательность этапов, с учётом принципа «от простого к сложному».

       Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.

Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.

Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.

С этой целью рекомендуется использовать следующие игровые приемы работы:

- Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.

- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?

- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?

- Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?

-  Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.

- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.

Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.

Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.

Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.

Важно при обозначении звука буквой  просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.

Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:

- Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.

- Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).

- По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).

- Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.

- Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.

- Игра «Поезд».

1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.

2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.

- Игра «Первый звук потерялся»

Детям предлагаются слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.

-  Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)

ЛУ                 +                К             =                ЛУК

ИГ                 +               РА               =              ИГРА

        - Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.

. ы р           м а .           . о б

        Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:

- Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно  звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.

- К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» - звук (Н).

- Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

- Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» - слово «звезда», «Л» - «лимон».

Таким образом, предложенные приемы работы помогут научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

Определение наличия звука в слове

Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …

Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)

Вычленение звука в начале слова

Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три,  самолет – четыре, санки – пять.

Буква потерялась.  .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)

Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»

Вычленение звука в конце слова

Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные

Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)

Назови мягкую пару.

Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам

Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…

Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками

Определение количества слогов в слове

Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.

Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры

Полный звуковой анализ и синтез слов

Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ

       9. В общей системе работы по развитию фонематического восприятия  большое место  занимают  игры и игровые упражнения. Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная,  тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением.

       Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики.

        Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный материал, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

      10. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

       Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.

1 микрогруппа

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)

Д/у «Три медведя»

Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)

      11. Презентация игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

      12. Подведение итогов семинара-практикума.

1) Возрастные нормативы развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста

развитие фонематических процессов

3-4

4-5

5-6

6-7

    Совершенствуется речевой слух ребёнка. Несмотря на то, что он не может правильно произнести некоторые звуки, он подмечает неправильность произношения у своих сверстников, но в этом возрасте он ещё не в состоянии осознать, в чём причина неправильного звукового оформления слов, хотя легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания.

   Способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.

  Способен запомнить и повторить 3 гласных звука (АЭО), цепочки из 3 слогов (та-да-та, би-ма-бо)

    Достаточно развит фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определённые звуки, выполнить другие более сложные задания. Выделяет звуки в начале слов и конечные согласные.  Способен запомнить и повторить 4 гласных звука (АЭОУ), цепочки из 4 слогов (са-за-ца-са, жа-ша-ча-ща)

    Достаточно развито фонематическое восприятие.  Приобретает навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференцировки, устанавливать количество и последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова и т.д.

особенности познавательных процессов (слухового восприятия ритма)

3-4

4-5

5-6

6-7

     Повторяют два – три простых постукивания карандашом.

Нап.:  / / / ,  / /.

     Повторяют более сложный ритмический рисунок: тихо-громко.

Нап.:  / / /, // //.

   Воспроизводят ритмы с различными паузами.

Нап.: /// ///, //  ///

  Инструкция: постучи два раза громко, один раз тихо.

      Повторяют сложные ритмы и создают свои.

Нап.: //  /// //, /  //  //  /.

2) С14. Закрепление пройденного материала в течение дня

  • ИЗО – учит воспроизводить ритмический рисунок «Капли дождя на окне» (сенсомоторный компонент чувства ритма)
  • Конструирование – выполнить дорожки из мозаики двух цветов по схеме
  • Муз. зан. - отображать определённые качества движения (бегать под быструю муз., идти – под медленную; запомнить ритм и выполнить  цепочку ритмических шагов: долгое звучание ноты большой шаг, короткое – маленький шаг)
  • Физ. зан. -  учить строиться в длинные и короткие ряды.
  • Игры на прогулке – построить ряд «куличей» из песка с использованием маленьких и больших форм (обратить внимание на системность чередования. Нап.: 2 маль., 3 большие

3) Рефлексия «Закончи фразу»

    Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Литература:

  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. – СПб.: «Паритет», 2004.
  2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1971.

Сегодня я узнал… _________________________________________________

_________________________________________________________________

Меня сегодня удивило… _________________________________________________

__________________________________________________________________

Больше всего мне понравилось… _________________________________________

__________________________________________________________________

Хотелось бы добавить…_________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"

Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....

Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".

Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою р...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Сценарий педагогического мероприятия по Звуковой культуре речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес со снежинкой»

Задачи: 1.      Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач, учить отвечать полными предложениями.2.      За...