Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".
материал (подготовительная группа) по теме

Федотова Марина Анатольевна

Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою работу. Таким образом, сложилась определённая система в работе с детьми в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование

звуковой      культуры речи

            у  детей -  логопатов.



Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

В логопедической группе, работа по формированию звуковой культуры речи у детей, строится более конкретно и целенаправленно, так как дети в нашу группу поступают с нарушениями произносительной стороны речи и с задержкой речевого развития.

Совместная, продуманная, поэтапная и системная работа логопеда и воспитателя нашей группы позволяют наиболее эффективно формировать звуковую культуру речи у детей.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей можно обобщить в три основных раздела:

  1. Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности
    речедвигательного аппарата детей.
  2. Становление и закрепление звуков.  Формирование норм литературного
    произношения.
  3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и
    интонационной выразительностью, дикцией.

Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобщаю опыт других педагогов, анализирую свою работу. Таким образом, сложилась определённая система в работе с детьми в данном направлении.

Работу с детьми по звуковой культуре и по ознакомлению со звуковой стороны слова осуществляю в повседневной деятельности детей: в утренние часы (перед завтраком), в часы игр, во время прогулок, в " логопедический час" (вечерние занятия по заданию логопеда), не исключая и режимные моменты (например, упражнения на дыхания после сна и т.п.), а также на занятиях (речевые игры, физкультурные минутки и т.д.).

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Например, некоторые дети неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточный силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении  [р]. Правильное речевое дыхание



Предварительный просмотр:

обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи. Поэтому, большое внимание уделяю организации работы по развитию речевого дыхания, используя игровые приёмы. Например:

  1. "Собака   нюхает   воздух"-   движение   вдоха   короткие,   через   нос,
    сопровождаются коротким выдохом через рот (по 3-4 раза).
  2. "Кролик нюхает капусту"- движения на вдох и выдох очень неглубокие,
    осуществляются на "улыбке" (по 3-4 раза).
  3. "Игра с вертушкой"- одни из них заводятся легче, другие сложнее.
  4. "Пускание пузырей через соломинку"
  5. "Поддувалочки"- с целью разнообразить игру, я использую разноцветные
    ватные шарики.
  6. "Бумажные кораблики"- дети струёй воздуха передвигают их по воде.
  7. "Весёлый клоун"- дети кладут себе на нос маленькие кусочки ватки и
    соревнуясь, сдувают их.

Затем комбинирую подобные упражнения с заданиями на развитие голоса. Например, после выполнения пары "быстрых вдохов" происходит пропевание гласных на выдохе (а, у, о, э).

Чтобы дети выполняли упражнения на развитие речевого дыхания с большим интересом, я связываю их с определённой лексической темой недели. Например, по теме "Посуда, пища":

•        "Пьём коктейль через трубочку" (вдох). Вытянули губы узкой "воронкой"
        (выдох).

•        "Дуем на горячий чай". Вытянули губы широкой трубочкой (вдох),
подуть на горячий чай (выдох).

По теме "Домашние птицы":

•        "Птичьи голоса". Произносить слоговые сочетания и фразы на одном
выдохе, изменяя тон голоса. Курица: " Ко-ко-ко". Цыплята: "Пи-пи-пи" и
т.п.

•        Важную роль в формировании правильного произношения звуков
играет   чёткая,   точная,   координированная   работа   артикуляционного
аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходима артикуляционная гимнастика. Провожу её ежедневно, обязательно перед зеркалом, по несколько минут. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваю. Комплексы артикуляционной гимнастики также связываю с лексическими темами. Например, тема "Овощи":

•        "Лопата" - Надо выкопать картофель, приготовьте "лопаты". Язык лежит
на нижней губе в спокойном состоянии.



Предварительный просмотр:

•        "Копаем картошку" -  Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то
верхнюю, то нижнюю губу и т.п.

Эти упражнения, связанные с определённым игровым образом, требуют от детей перевоплощения, вызывают интерес и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей. Поэтому, одному и тому же упражнению даю разные названия. Так, положение "острого" языка (в логопедической литературе - "иголочка")  сравниваю с морковкой,  концом ножниц. При работе над темой "Домашние птицы", тоже положение языка преподношу как клюв петуха и других птиц. С большим интересом дети выполняют упражнения по теме "Транспорт". Использую такие игровые упражнения:

  1. "Машина въезжает в туннель" - губы вытянуты, рот приоткрыт.
  2. "Машина едет по ровной дороге"- "широкий" язык лежит на: нижней губе.
  1. "Машина съезжает с горки"- кончик языка упирается в нижние зубы,
    спинка языка приподнята.
  2. "Машина поворачивает направо, затем    - налево" - высунутый язык
    двигается влево - вправо  и т.п.

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Но нецелесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду с уже усвоенными включаю и другие упражнения.

Для упражнения координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, чтобы научить детей управлять движениями мышц пальцев, языка и губ провожу специальную сопряжённую гимнастику пальцев и языка ("театр пальчиков и языка").

Например:

Текст

Поза или движение рук

Поза или движение

языка

Однажды

Имитация ходьбы пальцами  в

Движение языка вверх-

пальчики

заданном  ритме и темпе.

вниз.

пошли в лес:

топ-топ, топ-

топ-топ.

Подошли к

Ладони ребрами, тесно прижаты

Рот открыт, язык

опушке:

друг другу, пальцы выпрямлены.

свободно лежит на

ровной-

нижней губе.

ровной,

гладкой-

гладкой.



Предварительный просмотр:

На опушке -

Локти, ладони соединены, пальцы

Язык высовывается и

большое

подняты вверх.

напряженно тянется к

дерево. Вот

носу.

его ствол  и

т.п.

Затем отрабатываю артикуляционные упражнения, характерные для определённой группы звуков.

Постепенно "театр пальчиков и языка" уступает место "сказкам о весёлом язычке". Сюжеты таких историй подчиняются игровому описанию особенностей артикуляционного уклада и способа произношения тех или иных пар или даже групп звуков. Например:

"Весёлый Язычок опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: к-к-к. Ребята, как стучал Язычок?

Потом Язычок включил голос и стал звонко - звонко, с голосом стучать спинкой в потолок: г-г-г. Как теперь стучал Язычок?

"Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но и спинкой", -подумал Язычок. Какие песенки научился петь Весёлый Язычок?

Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок сначала громко, потом всё тише и, наконец, совсем тихо: к-к-к, - так устал, что, незаметно для самого себя, задремал. А хвостик у него остался опущенным вниз, спинка - поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать: "х-х-х".

               На данном этапе  начинаю  учить  детей  узнавать  и  воспроизводить

неречевой ритм и темп, отделять одиночные удары от ряда множественных. Для этого предлагаю для подражания различные движения определённого ритма, а ребёнку нужно его угадать и воспроизвести через отхлопывание, отстукивание или дирижирование. С этой целью использую следующие игровые приёмы:

  1. Игра   "Внимательный барабанщик" - ребёнок повторяет определённый
    ритм на барабане или бубне.
  2. Игра   "Нас не обмануть!" - дети идут по кругу медленно, если слышат
    медленные хлопки в ладоши; быстро, если убыстряется темп хлопков.
    Дети должны быстро ориентироваться, каким двигательным способом
    реагировать.
  3. Игра  "Кто  это  может  быть?"  -  простукиваю  определённый темп  с
    определённой скоростью и громкостью:

•        тататата-мышка;

та та та - зайка;



Предварительный просмотр:

ТА ТА ТА - слон, медведь;

таТАта таТАта - лошадь.

Ребёнок должен сначала прослушать, какой ритм соответствует какой игрушке, а затем угадать, какая из них спряталась за ширмой. Игра "Поезд" - привлечь внимание детей к длине слова, последовательности и месте звуков в нём. Поместить в первый вагон слова с одним слогом (кот, ёж). Во второй - слова, имеющие два слога (мама, папа). В третьем вагоне пусть поедут слова, в которых по три слога (дедушка, бабушка). И т.п.

В своей работе использую наглядные символы. .Для развития и изменения силы и высоты звучания голоса ввожу символы, обозначающие силу голоса: "тихо - громче - громко", - маленький, побольше и большой круг. Пропевание гласных (а, о, у, э) с изменением силы голоса: сначала изолированно, а потом с плавным переходом (тихо - громко, тихо - громче -громко и наоборот).

Пропевая гласную "и" с изменением высоты голоса: сначала изолированно, затем с плавным переходом (низко - высоко; низко - выше -высоко и наоборот); использую символы, обозначающие высоту звука -игрушечную лестницу из "Lego".

При выполнении упражнений на пропевание ряда гласных или рада слогов с различной интонацией, использую пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний (радость, вопрос, боль, усталость и т.д.).

Необходимо развивать умение произнесения слогов, слов, коротких фраз на одном выдохе и умения делать забор воздуха в конце фразы. Для этого хорошо использовать приём нанизывания слов в предложение. Например, бросаю мяч одному из детей, стоящих в кругу и говорю первое слово, с которого будет начинаться предложение: "Кукла". Ребёнок, поймавший мяч придумывает второе слово : "Нарядная кукла", и бросает мяч следующему. Таким образом, можно составить предложение из 5-7 слов, постепенно распространяя его.

Очень важным этапом воспитания ЗКР является работа над интонационной выразительностью. Чтобы у детей формировались, общие представления о значении интонационной выразительности обычно сначала, сравниваю два варианта рассказа: первый - без интонационного оформления текста, второй - выразительно. Затем выясняю, какой вариант понравился больше. Таким способом подвожу детей к выводу, что разница звучания заключается в интонационной выразительности речи, которая помогает людям не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства



Предварительный просмотр:

и отношение к ним других людей. Затем можно перейти к формированию у детей навыков восприятия отдельных интонационных компонентов.

При развитии навыков восприятия мелодики ввожу такие понятия, как "голос понижается", "голос повышается". Здесь используя символы: стрелки, направленные вверх и вниз, а такие плавные движения руки вверх и вниз.

При знакомстве детей с терминами, обозначающими темп (быстро, умеренно, медленно), ввожу специальные символы - обозначения: круг зелёного цвета для обозначения термина "быстро", круг жёлтого цвета -термина "умеренно", круг красного цвета - термина "медленно".

Основным   средством   тренировки   навыков     дифференцированного
употребления интонационных конструкций считаю разучивание скороговорок,
потешек, загадок, диалогов, инсценирование сказок.        

Большое значение в работе по звуковой культуре речи имеют наглядные средства. Игровые действия, связанные с игрушкой, картинкой или настольной речевой игрой, помогают детям успешно выполнять задания. Слова в заданиях подбираю каждый раз разные. На первый взгляд детям предлагаю вроде бы новое задание, но на самом деле они решают прежнюю задачу: например, определяют, из каких звуков и слогов состоит слово и т.п.

Так, игровые упражнения, проводимые с использованием картинки очень разнообразны. Одну и ту же картинку я использую при решении многих этапов и задач по звуковой культуре речи.

В дидактических настольно-печатных играх со звучащим словом также придумываю большое количество игровых вариантов.

Используя чистоговорки и скороговорки, закрепляю у детей правильное произношение звуков, отрабатываю дикцию. Таким образом, дети тренируют и развивают голосовой аппарат (произносят громко, тихо, шепотом), темп речи (произносят быстро, умеренно, медленно).

В работе с детьми использую загадки, считалки, загадки - складки, стихотворения. Загадки помогают развивать у детей слуховое внимание, а заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения звуков в словах, способствует развитию хорошей дикции. /См.приложение/. Такие упражнения, как "Закончи стихотворение" на договаривание слов, звуков у детей вызывают большой интерес.

Считалки использую, как упражнения для развития голосового аппарата (произнести их громко, тихо, вполголоса), темпа речи(произнести их быстро, медленно, умеренно), а также выработки отчётливой дикции. А вот потешки использую для развития у детей внимания к звучащей речи (выделить голосом некоторые слова в тексте и т.д.). Подбираю считалки, потешки и умышленно не договариваю последнее слово или последний звук. Дети охотно дополняют эти "загадки - складки".

 



Предварительный просмотр:

Упражнения становятся  более  занимательными, если в них принимают
участие  Петрушка, Буратино  и другие  персонажи  кукольного театра.  Они
затевают игры с детьми, организуют  с ними  поиск нужных  слов. Персонажи
читают детям стихотворения, в которых недостаёт последних слов (звуков), и
просят подсказать их и т.п.        

Так, играя, ребёнок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, знакомится со звуками речи, начинает вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять, анализировать звуковой и слоговой состав, "слышать" ударение. А ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Д.Б.Эльконин подчёркивал, что "от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строения звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка -грамматики и связанной с ней орфографии".