Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"
методическая разработка по теме

Анищенко Наталья Владимировна

Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 2

Тема: «Формирование звуковой культуры  речи у детей в процессе учебной деятельности»

                            Вид  деятельности

 Ответственный

                                           Подготовка к педсовету

1. Семинар  «Развитие звуковой культуры речи дошкольников»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

2.  Тематическая проверка «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

3.  Просмотр открытых занятий по развитию звуковой речи.

Воспитатели

4. Домашнее задание для педагогов: изготовить игровое пособие «Речевой куб»

Воспитатели

всех возрастных групп

                                               Повестка дня

 

1. Деловая Игра «Вспомнить все!»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

 

2. Проверка домашнего задания: игровое пособие «Речевой куб»

Воспитатели

3. Итоги тематической проверки «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп»

Ст. воспитатель

Анищенко Н.В.

4. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

Завед. МДОУ № 3

Решетова В.Н.

Деловая игра «Вспомнить все!»

Педагоги делятся на 2 груп пы.

Жюри конкурса: заведую щий ДОУ, воспитатель по ФИЗО, воспитатель по ИЗО,  пе дагог-психолог (выполнение каждого задания оценивается по 5-балльной системе).

 Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

1-й команде — показать ком плекс артикуляционных упраж нений (для произношения свис тящих звуков).

2-й команде — показать ком плекс артикуляционных упраж нений (звук Ipl).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий. Веду щий поочерёдно задаёт вопросы командам.

  1. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  2. Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
  3. Какие артикуляционные органы участ вуют в образовании звуков? (Язык, губы, зу бы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосо вые связки, носовая полость.)
  4. Как образуется голос? (Воздух прохо дит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

-        Работа органов речи —губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков.(артикуляция)

-Единица речи, представляю щая звуковое выражение от дельного предмета мысли. (слово.)

-Способность выражать мысль словами, умение гово рить. Один из признаков, отли чающих человека от животных. (речь.)

-Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интона цией. (фраза.)

-Манера говорить, произно сить слова.(произношение.)

-Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

-Звучащая речь, произноси мые кем-либо слова.(голос.)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание —        «Придумайте рифму к слову».

 На мольберте выставлены перевёрнутые обрат ной стороной предметные картинки. Пред ставитель каждой команды выходит к моль берту, поочерёдно переворачивает картин ки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка - калитка, корзина - кар тина, жучок - паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме». На моль берте выставлены варианты схем слов, состо ящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным. Команды долж ны подобрать к этим схемам как можно боль ше слов - названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание «Подберите слово с наибольшим ко личеством букв». Командам раздают чис тые листы бумаги и маркеры. Нужно вспом нить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничто жение, газонокосилка и т.п.)

4-е задание «Определите место звука в слове». Ве дущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потя нитесь; если в середине - поставьте руки на пояс; если в конце - наклонитесь и поставь те руки на колени». (Лампа, кулак, стол, кол ба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)

Конкурс «Работа над звуком»

1-й команде — раскрыть эта пы работы по звуковой культу ре речи детей.

2-й команде — раскрыть ме тоды и приемы формирования звуковой культуры речи.

Этапы работы над звуком

  1. Подготовка артикуляцион ного аппарата.
  2. Уточнение произношения изолированного звука.
  3. Закрепление звука в сло гах, словах и фразовой речи.

1. Подготовительный этап.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель в игровой фор ме уточняет с детьми опреде ленные движения и положения органов артикуляционного ап парата, которые необходимы для правильного произнесения звука.

2.        Этап появления звука.
Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует спо собность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответ ствующие данному звуку, воспи татель закрепляет произнесе ние звука с теми детьми, у кото рых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, кото рые его еще не произносят, фик сируя внимание ребенка на зву чании и артикуляции звука.

3.        Этап усвоения звука.
Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, фра зах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выбороч но, по усмотрению воспитателя.

Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Формы работы:

  1. занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
  2. игры-драматизации;
  3. праздники и развлечения;

—        артикуляционная гимнастика;

 —дидактические игры;

  1. шутки-скороговорки.

Методы:

  1. игры (дидактические, под вижные, хороводные игры с текстом);
  2. упражнения («Подуем на пу шистики»);

Приемы:

  1. образец педагога;
  2. объяснение;
  3. образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);
  4. хоровые и индивидуальные повторения;
  5. совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;
  6. оценка, исправление;
  7. образная физкультурная пауза.

  Решение педагогического совета:

  1. Отслеживать динамику звукопроизношения детей во всех группах (начало и конец года). Представлять соответствующую документацию в методический кабинет.

          Ответственные — вос питатели всех возрастных групп;

          Срок — постоянно.

  1. Систематизировать и офор мить в виде картотеки речевой материал (комплексы артикуля ционной, дыхательной гимнасти ки, чистоговорки, потешки, загад ки и др.).

Ответственные — воспитатели всех возрастных групп;

 Срок — до 30.03.2010 г.

  1. Продолжать взаимодействие детского сада и семьи по вопросам развития речи детей, используя разнообразные формы работы.

Провести родительские собрания, семинары практикумы, тренинги и т.п. для родителей.

  Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, ст. воспитатель

    Н.В. Анищенко

Срок — до 30.03.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".

Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою р...

Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему  "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...

“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”

Актуальность выбранной темы. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решен...

Выступление на педагогическом совете: "Звуковая культура речи у детей младшего возраста"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.Речь младших дошкольников характеризуется стремлением ...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет в педагогической практике"

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль...