«Влияние произведений детской художественной литературы в развитие коммуникативных навыков общения дошкольников»
консультация по художественной литературе

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_volkova.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние произведений детской художественной литературы в развитие коммуникативных навыков общения дошкольников»

 «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».

В.А. Сухомлинский

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок? Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. 

Сказка является отличным средством для развития способностей к передачи эмоциональных состояний, артистизму, интонированию, восприятию различных оттенков речи. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.

Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

Можно выявить следующие задачи развития детей через детскую  художественную литературу:

- Образовательная: совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с другим вариантом ответа; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

- Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

- Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; придумывать концовки к незнакомым сказкам; развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. (попросить аудиторию вспомнить и сказать пословицы и поговорки) Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, взрослые (родители, воспитатели) помогают ребенку запоминать их, учить применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с выпеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так, в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

 Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное (попросить аудиторию назвать ещё примеры). Ребенок учится мыслить образами. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь.

Необходимо отметить, что пересказывание -  этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие малыша в целом и речи в частности. В младшем дошкольном возрасте сказка учит дружить, как например: «Под грибом», « Рукавичка», быть внимательными в окружающем мире «Волк и козлята», «Колобок».

Влияние сказки на развитие речи ребенка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-то еще. Добрые и поучительные, они обязательно оставят след, наполнят душу чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами.

Находите время на то, чтобы почитать ребенку вместе с ним сказку. Не отталкивайте малыша, протягивающего вам книгу сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.Задачи:1.Прививать интерес к чтению.2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, выразительность....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Цель: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.Задачи:1.Прививать интерес к чтению.2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, выразитель...

Развитие речевой активности дошкольников через приобщение к произведениям детской художественной литературе

Развитие речевой активности дошкольников  через приобщение к произведениям детской художественной литературе...