«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
статья по теме

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими,  но и  на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, что так важно для социализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dvoryan.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Театр – школа искусства общения». Развитие коммуникативных    навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной     деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими,  но и  на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, что так важно для социализации детей.

Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети разрешают конфликт с помощью силы, крика. Для малышей – это норма, так как они не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно уделяют внимание этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального развития личности.

По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации к школе, у 67 -69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот – развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Первостепенной задачей является необходимость научить детей адекватно вести себя в обществе. Каким же образом можно прививать малышам осознанный,  положительный опыт в общении с другими детьми? В процессе работы я  нашла ответ на этот вопрос. Театр – это школа искусства общения,  к  этому утверждению я шла на протяжении ряда лет.

На протяжении ряда лет  я работала  по теме «От потешек к Пушкинскому балу». По мере знакомства с разными видами театра, музыкальными инструментами, ширмой, постепенно вводила детей в прекрасный мир – мир театра.

Кукла творит чудеса -  она обучает, воспитывает, развивает, корректирует поведение, помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи, доброту, желание помочь другим, создает радостное настроение. Владея профессионально фортепиано, я учила детей передавать в движении образ медведя, зайчика, птички. В сказке «Колобок», малыши радовали своим удивительным умением перевоплощаться в другие образы жестами, мимикой, пантомимикой.

К старшему возрасту, ребята показывали постановку сказки »Теремок», которая была примером дружбы, отзывчивости, взаимопомощи. Проводимая работа подтвердила целесообразность выбранного направления; согласно показателям социального развития уровень коммуникативных навыков вырос на 29%.

Говоря о театре, как высшей школе общения, я уверена, что театрализованная деятельность дает возможность разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря специально подобранным театральным играм, этюдам, постановкам спектаклей, использования устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Работа по театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:

1 блок: «Мы – дружные ребята».

2 блок: «Ритмопластика».

3 блок: «Культура и техника речи».

4 блок: «Основы театральной культуры».

5 блок: «Работа над спектаклем».

Блок «Мы – дружные ребята» решает такие задачи как:

  1. Учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

В младшем возрасте основным содержательным компонентом является необходимость научить ребенка высказывать свои желания, развивать способность к сопереживанию.

С помощью кукольных персонажей привожу примеры способов разрешения конфликта, используя при этом вежливые слова.

В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предполагая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.

В тесном контакте с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, мы проводим занятия по ритмопластике и решаем следующие задачи:

  1. развивать актерские и имитационные способности, пантомимические навыки, исполнительские умения, воспитывать доброжелательные партнерские отношении.

Задачи по блоку «Культура и техника речи» мы реализуем совместно с логопедом: *Помочь детям сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, ударение, силу голоса, темп речи). Для решения этих задач используются речевые игры, диалогические стихи, артикуляционная гимнастика, скороговорки,  стихотворения, потешки.

В соответствии с темой также идет знакомство с «Основами театральной культуры».

Этот блок определяет ряд задач:

  1. Приобщать детей к театральной культуре, знакомить  с видами,  устройством театра, правилами поведения в театре.

Знакомство с материалом носит практический характер, т.е. проходит во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей.

Таким образом, на основе знаний и умений, мы подходим к блоку «Работа над спектаклем», где решаем такие задачи, как:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей при подготовке спектакля, развивать знания и умения в овладении той или иной ролью.

Как режиссер и сценарист, многие сценарии к спектаклям я пишу сама, сочиняю песни, подбираю музыкальное сопровождение. Последней театральной постановкой явился спектакль «Красная шапочка». По мере подготовки спектакля, дети усваивали общечеловеческие нравственные ценности. Спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. В отзывах родителей, мама Илюши К. написала, что» была приятно удивлена талантом и способностями детей, перевоплощаться». Бабушка Вити К. , отметила положительные изменения в поведении внука.

Родители принимают активное участие в подготовке спектаклей – шьют костюмы, изготавливают атрибуты, декорации, что положительно сказывается на процессе воспитания их детей. Тесные отношения родителей, детей, педагогов являются хорошим примером для малышей.

В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят  личные особенности каждого из них и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Конспект открытого занятия в образовательной деятельности «Речевое развитие» младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке» «Заколдованная сказка»

Конспект открытого занятия в ООД "Речевое развитие " из опыта работы "Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности в " изо-сказке"....

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....