Главные вкладки

    «Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».
    статья по теме

    Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими,  но и  на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, что так важно для социализации детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dvoryan.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья «Театр – школа искусства общения». Развитие коммуникативных    навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной     деятельности».

    Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими,  но и  на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, что так важно для социализации детей.

    Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети разрешают конфликт с помощью силы, крика. Для малышей – это норма, так как они не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно уделяют внимание этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального развития личности.

    По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации к школе, у 67 -69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот – развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

    Первостепенной задачей является необходимость научить детей адекватно вести себя в обществе. Каким же образом можно прививать малышам осознанный,  положительный опыт в общении с другими детьми? В процессе работы я  нашла ответ на этот вопрос. Театр – это школа искусства общения,  к  этому утверждению я шла на протяжении ряда лет.

    На протяжении ряда лет  я работала  по теме «От потешек к Пушкинскому балу». По мере знакомства с разными видами театра, музыкальными инструментами, ширмой, постепенно вводила детей в прекрасный мир – мир театра.

    Кукла творит чудеса -  она обучает, воспитывает, развивает, корректирует поведение, помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи, доброту, желание помочь другим, создает радостное настроение. Владея профессионально фортепиано, я учила детей передавать в движении образ медведя, зайчика, птички. В сказке «Колобок», малыши радовали своим удивительным умением перевоплощаться в другие образы жестами, мимикой, пантомимикой.

    К старшему возрасту, ребята показывали постановку сказки »Теремок», которая была примером дружбы, отзывчивости, взаимопомощи. Проводимая работа подтвердила целесообразность выбранного направления; согласно показателям социального развития уровень коммуникативных навыков вырос на 29%.

    Говоря о театре, как высшей школе общения, я уверена, что театрализованная деятельность дает возможность разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря специально подобранным театральным играм, этюдам, постановкам спектаклей, использования устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

    Работа по театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:

    1 блок: «Мы – дружные ребята».

    2 блок: «Ритмопластика».

    3 блок: «Культура и техника речи».

    4 блок: «Основы театральной культуры».

    5 блок: «Работа над спектаклем».

    Блок «Мы – дружные ребята» решает такие задачи как:

    1. Учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

    В младшем возрасте основным содержательным компонентом является необходимость научить ребенка высказывать свои желания, развивать способность к сопереживанию.

    С помощью кукольных персонажей привожу примеры способов разрешения конфликта, используя при этом вежливые слова.

    В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предполагая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.

    В тесном контакте с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, мы проводим занятия по ритмопластике и решаем следующие задачи:

    1. развивать актерские и имитационные способности, пантомимические навыки, исполнительские умения, воспитывать доброжелательные партнерские отношении.

    Задачи по блоку «Культура и техника речи» мы реализуем совместно с логопедом: *Помочь детям сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, ударение, силу голоса, темп речи). Для решения этих задач используются речевые игры, диалогические стихи, артикуляционная гимнастика, скороговорки,  стихотворения, потешки.

    В соответствии с темой также идет знакомство с «Основами театральной культуры».

    Этот блок определяет ряд задач:

    1. Приобщать детей к театральной культуре, знакомить  с видами,  устройством театра, правилами поведения в театре.

    Знакомство с материалом носит практический характер, т.е. проходит во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей.

    Таким образом, на основе знаний и умений, мы подходим к блоку «Работа над спектаклем», где решаем такие задачи, как:

    1. Создать условия для развития творческой активности детей при подготовке спектакля, развивать знания и умения в овладении той или иной ролью.

    Как режиссер и сценарист, многие сценарии к спектаклям я пишу сама, сочиняю песни, подбираю музыкальное сопровождение. Последней театральной постановкой явился спектакль «Красная шапочка». По мере подготовки спектакля, дети усваивали общечеловеческие нравственные ценности. Спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. В отзывах родителей, мама Илюши К. написала, что» была приятно удивлена талантом и способностями детей, перевоплощаться». Бабушка Вити К. , отметила положительные изменения в поведении внука.

    Родители принимают активное участие в подготовке спектаклей – шьют костюмы, изготавливают атрибуты, декорации, что положительно сказывается на процессе воспитания их детей. Тесные отношения родителей, детей, педагогов являются хорошим примером для малышей.

    В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят  личные особенности каждого из них и общества в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности

    Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....

    Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

    Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

    «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

    Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

    Конспект открытого занятия в образовательной деятельности «Речевое развитие» младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке» «Заколдованная сказка»

    Конспект открытого занятия в ООД "Речевое развитие " из опыта работы "Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности в " изо-сказке"....