Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через знакомство с художественной литературой.
статья по развитию речи (старшая группа)

Цель: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

1.Прививать интерес к чтению.

2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, выразительность.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать любознательность, внимание, слуховую память.

5. Знакомить с эмоциями.

6. Учить преодолевать стеснение, замкнутость.

Работа по развитию и формированию коммуникативных навыков может осуществляться, как на специальных занятиях ( при прохождении лексических тем),так и вне их ( на прогулке, во время режимных процессов и т. д.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_po_teme.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков  у дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Цель: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

1.Прививать интерес к чтению.

2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, выразительность.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать любознательность, внимание, слуховую память.

5. Знакомить с эмоциями.

6. Учить преодолевать стеснение, замкнутость.

Работа по развитию и формированию коммуникативных навыков может осуществляться, как на специальных занятиях ( при прохождении лексических тем),так и вне их ( на прогулке, во время режимных процессов и т. д.)

С помощью чтения художественной литературы взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Чтение книг дошкольникам развивает у них гибкость ума, делает речь ребёнка богатой и правильной, и конечно же, готовит к успешному обучению в школе.

Читая отрывок или фрагмент появляется интерес к сказкам, стихам, загадкам,

Это позволяет: - «разговорить» детей на занятиях;

- вызвать ряд эмоций;

- развивать слуховую память;

- дети просят дома родителей прочитать целиком сказку или рассказ и т.д.

Читая отрывки их можно обыграть по ролям, показать действия, мимику. Здесь каждый может поучаствовать, попробовать себя в любой роли. Особенно детям нравится играть в настольный театр, пальчиковый.

 Отдельного внимания заслуживает работа со стихами. Их тематика разнообразна: это и лирика, и поучительные, и познавательные и, шутливые стихи. Главное правильно преподнести, создать нужную атмосферу для восприятия, поймать настроение. Эффективность и проникновенность будет больше, если чтение сопровождается соответствующей музыкой, рассматриванием репродукций или созерцанием действительности, отражённой в стихах.

На занятиях используем:

  • чтение отрывка сказки;
  • чтение фрагмента рассказа;
  • обыгрывание потешек, колыбельных песенок;
  • рассказывание сказок;
  • пересказ литературного произведения;
  • кукольный театр;
  • игры – драматизации;
  • отгадывание загадок;
  • чтение и заучивание стихотворений.

В работе много времени уделяется сказкам. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Много сказок, над которыми мы работаем как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Это и «Лисичка со скалкой»«Рукавичка»«Зимовье зверей»«Два жадных медвежонка» (Приложение 5). Большие по объему тексты рассказываем по частям, в несколько приемов («Айболит» К. Чуковского). Рассказ прерываем на самом интересном месте, с тем, что бы у детей появилось желание узнать, что же было дальше.

Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка.

Огромную значимость имеет словарная работа : повторение ранее известных, встречающихся в данной сказке, рассказе слов, усвоение новых. Мы с детьми тщательно отрабатываем произношение новых слов, объясняя их смысл и значение.

Важно подвести детей к пересказыванию текста, вызвать живой интерес и поддерживать проявление активности и самостоятельности. Сначала детям предлагается пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а только через некоторое время – новые, только, что прослушанные тексты. Чтобы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе, дети нуждались в помощи. Различными приемами привлекали внимание ребят к словосочетаниям, оборотам, точным словам-обозначениям, ритмическим особенностям текста. Учитывая, что дети при пересказе пользуются простыми предложениями, побуждали их повторять за собой то или иное сложное предложение. При пересказе ребята учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи.

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры: Детям предлагается произносить по ролям текст художественного произведения, одновременно действовать за героев этого произведения, используя обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, вырезанные картинки и т. д. Кукольный театр используем как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять 

Несмотря на многократные повторения в игре – драматизации, речевая деятельность детей протекает более спокойно и естественно, а у многих возникает желание «поиграть в сказку» самостоятельно. Мы используем хорошо знакомые сказки, а так же ребята любят добавлять новых героев или соединять две сказки в одну. Это очень им нравится, поэтому они с большим удовольствием участвуют в играх-драматизациях, при этом развивается не только речь, но и фантазия, творческие способности. Мы используем настольный театр, теневой, пальчиковый или дети наряжаются сами, используя костюмы, маски.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

В работе с детьми много используем стихов. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у детей, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение звуков. Кроме того, выразительное поэтическое слово - прекрасный образец высокохудожественной речи, которое способствует обогащению лексикиразвитию языкового чутья. При знакомстве детей с новым стихотворением используем мнемотаблицы, которые приготовлены на карточках в определенной последовательности. Таким образом, у детей обогащается активный и пассивный словарь, тренируется память, развиваются навыки совместной деятельности.

 Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование образной речи дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Работа над образом слова начинается с раннего возраста и продолжается в течение всего дошкольного возраста....

Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу

Не все дети одинаково успешно овладевают речью.  В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.Задачи:1.Прививать интерес к чтению.2. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, выразительность....

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...