Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Владимировна

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

- Развивать связную, последовательную речь;

- Формировать у детей умение рассуждать, анализировать, сравнивать;

- Развивать интонационную выразительность речи;

- Учить составлять сказки, рассказы, письма, телеграммы, открытки.

 

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками или взрослыми. Неразвитая речь ребёнка затрудняет его общение и развитие.

Ознакомление с художественной литературой является благодатной почвой для развития речи детей в целом и коммуникативной её функции в частности.

Дети любопытны и появление новой книги всегда вызывает интерес и множество вопросов. Встречные  вопросы побуждают детей на рассуждение, предположение, повествование, и интонации, с вопросительных, меняются на утвердительные.

Чтение обязательно выразительное, эмоциональное, с объяснением и уточнением значений слов. Слова толкую в определённом контексте, так они более понятны и у них больше шансов попасть в активный словарь детей или вообще запомниться.

При обсуждении текста стараюсь проводить аналогию произведений с реальностью, когда дети «примеряют» на себя маски героев. Они учатся рассуждать, слышать других, признавать свою неправоту и делать новые выводы. Или отстаивать свою точку зрения, обосновывая и доказывая её.

По мотивам произведений, дети раскрашивают, рисуют, лепят или делают аппликации.  Беседы по рисункам дают богатую почву для работы по развитию речи. Стремлюсь к тому, чтобы дети обязательно рассказывали то, что они рисуют: не просто перечисляли, что нарисовано, а передавали отрывок произведения, отраженный в рисунке.

Некоторые произведения или отрывки из них обыгрываем по ролям. Здесь каждый может поучаствовать, попробовать себя в любой роли. Особенно детям нравится играть в настольный театр.

Отдельного внимания заслуживает работа со стихами. Их тематика разнообразна: это и лирика, и поучительные, и познавательные и, шутливые стихи. Главное правильно преподнести, создать нужную атмосферу для восприятия, поймать настроение. Например, лирика дает ребёнку возможность насладиться красотой слова и ритма.  Не нужно, чтобы дети обязательно понимали суть стихотворения. Здесь главное услышать музыку слова. Эффективность и проникновенность будет больше, если чтение сопровождается соответствующей музыкой, рассматриванием репродукций или созерцанием действительности, отражённой в стихах.

Если прозой лучше заниматься в группе, то стихам место на прогулке. Они здесь и воспринимаются, и запоминаются, и придумываются лучше. Во время прогулок играем в «рифмы», «собираем» новые стишки из нескольких других, переделываем дразнилки и всё это сопровождается действиями (шаги, движения).

Начинаем осваивать жанр письменного общения друг с другом – это записки, телеграммы, открытки, короткие письма. На первом этапе дети ждут помощи, подсказки и активно соглашаются со всем предложенным. Для начала дети должны понять, какой именно текст могут содержать те или иные письменные сообщения и только после усвоения этого материала можно приступать к созданию собственных «шедевров».

Благотворное влияние на развитие речи детей оказывает рассказывание сказок по серии сюжетных картинок.

Наисильнейшим стимулятором общения детей является игра. Художественная литература тоже занимает не последнее место в развитии речи и коммуникативных навыков у детей. При их объединении и грамотном сопровождении речь дошкольников можно поднять на достаточно высокую ступень развития. И, поэтому, слушайте, читайте, рассказывайте и играйте во все это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Экологическое развитие младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше ...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.

Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...