Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
презентация к уроку (младшая, средняя группа) на тему

Учеватова Ирина Геннадьевна

Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей  младшего возраста  к художественной литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Яблоновый Гай Ивантеевского района

Саратовской области»

Доклад

из опыта работы

использования инновационных технологий

Тема: Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей  младшего возраста

к художественной литературе

Презентация

Этапы инновационной деятельности  
«Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
младшей группы «Солнышко»
МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

Автор

Учеватова Ирина Геннадьевна

Воспитатель младшей группы 

В этом учебном году   основная общеобразовательная программа структурного подразделения МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай» разрабатывалась  в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями и на основании Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования   «От рождения до школы» под редакцией,  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и запросы его семьи. Необходимо отметить, что реализация программы строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Смена программы диктует обновление содержания дошкольного образования и высокой компетентности воспитателей и родителей. Но на практике оказалось, что не все родители обладают достаточной компетентностью в сфере обучения и воспитания детей в сфере ознакомления с художественной литературой. Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень развития ребенка и подготовить его к обучению в школе. Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности:  развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Художественная литература играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет  детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. 

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. 

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

В.С. Лазарев

(академик РАО доктор психологических наук,

директор Института инновационной деятельности в образовании РАО)

Развитие идеи инновационной деятельности переросло в создание речевой среды в группе и организации мероприятий в течении всего учебного года. Предмет исследования:  механизм создания условий для успешности развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Цель: создание условий для успешности развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Гипотеза: если в группе будет оформлен уголок для речевого развития, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности воспитанников, их родителей и воспитателей, который позволит обеспечить высокий уровень познания и развития интеллекта у детей, то это позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса и уровень результатов диагностических исследований.

Задачи:

  1. Вовлекать родителей в процесс подготовки мероприятий.
  2. Заинтересовывать родителей делиться  иллюстрированными книгами из семейной библиотеки, вовлекать в процесс драматизации отрывков произведений, создавая положительные эмоции у детей.
  3. Формировать у детей  положительное отношение к творчеству поэта, развивать память, давать оценку нравственным поступками и поведению героев.
  4. Организовать родителей подбирать иллюстрации  и стихотворный материал (стихотворения, поговорки, пословицы, загадки) для альбомов различной тематической направленности в соответствии с проектом, осуществляемым в текущий период времени.
  5. Формировать знания родителей в области приобщения ребенка к словесному искусству в т.ч. развития художественного восприятия и эстетического вкуса.
  6. Знакомить родителей со способами запоминания небольших стихотворных текстов.
  7. Формировать в детях потребность общения с книгой, слушание произведений писателя, рассматривание иллюстраций книг с выставки и умение самостоятельного рассказывания по иллюстрациям содержание текстов книги.
  8. Проанализировать проблемные статьи в периодических изданиях о современных авторах пишущих для детей, а также богатом выборе форм оформления книг для детей, сформировать «Советы» родителям по выбору книг для домашних библиотек.
  9. Вовлекать  родителей в процесс совместного с детьми творчества по изготовлению книжек самоделок. Провести индивидуальные беседы с родителями по выбору стиля поделки.
  10. Организовать встречу с интересными людьми.
  11. Формировать в детях потребность общения с периодической литературой, слушание произведений из журналов,  рассматривание иллюстраций. Сформировать в детях понятие периодичности выпусков журналов,  стимулировать чувство ожидания следующего номера.

Прогноз возможных рисков: 

Возможно возникновение конфликтов между воспитателями и родителями ввиду разрушения традиционных способов воспитания детей в детском саду и возрастающей нагрузкой на родителей, вовлекаемых в непосредственное участие в жизнь группы.

Эти риски хорошо осознаются коллективом воспитателей. Проблема вовлечения родителей в жизнь группы стоит уже давно. Смена статуса родителей от «пассивного» к «активному» зависит не столько от образования и темперамента родителей, а также степени их занятости, сколько от выбора методов и способов вовлечения родителей воспитателями. Поэтому основной задачей коллектива воспитателей является поиск дополнительных средств, компенсирующих выделенные недостатки.

К способам компенсации возможных рисков можно отнести: 

  1. Проведение поэтапного диагностирования состояния инновационной деятельности.
  2. Проведение серии семинаров-практикумов с воспитателями и родителями в области развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
  3. Анализ воспитателями современных инновационных методик и внедрение их на практике.
  4. Обстоятельное объяснение родителям не только сути идеи инновационной деятельности, но и преимуществ данной системы организации воспитательно-образовательного процесса, непосредственное включение родителей в процесс инновационной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Организация развивающей речевой  среды в группе позволит:

  1. Повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса.
  2. Дидактические пособия и материалы речевого уголка будут способствовать возникновению нового характера взаимоотношений между воспитателем, воспитанниками и их родителями в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
  3. Соответствующие дизайнерские решения речевого уголка группы позволят выйти на более высокий и наглядный уровень совершенствования воспитательной работы, предоставят детям возможность выбора наиболее понравившихся видов деятельности.

        Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Уровень профессионального мастерства воспитателя.
  2. Результаты диагностических исследований воспитанников.
  3. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Диагностический инструментарий, методы ведения инновационной деятельности:

  1. Мониторинг детского развития и образовательного процесса.
  2. Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Портфолио воспитателя и воспитанников.
  5. Анкетирование, тестирование, диагностирование.

Этапы реализации инновационной деятельности

Презентация.

Слайд 2

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап (лето)

Совместными усилиями воспитателей и родителей были подготовлены дидактические пособия и материалы для развивающей речевой среды  младшей группы «Солнышко». Уголок  содержит:

1. Атрибуты для развертывания постановок по произведениям (маски, элементы костюмов, куклы, коллекция настольных театров по рус.нар. сказкам, набор героев мультфильма «Смешарики» на палочке).

2. Наборы диких и домашних животных для  самостоятельных игр.

3. Коллекцию сюжетных картинок для составления описательных рассказов различной тематики.

4. Дидактические игры по развитию речи: «Чьи детки?», «Кафе-мороженое», «Кто как кричит?», «Смешарики» и др.

Слайд 3

5. Полки для книг.

6. Органайзер для художественного творчества (карандаши, ножницы, клей, заготовки книжек-малышек разных цветов, коллекция вырезанных картинок из старых журналов), сделанный из бросового материала.

Слайд 4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  этап (сентябрь). Нами подобраны и сформированы тематические выставки художественных произведений С. В. Михалкова, С.Я. Маршака,  А. Барто, К.И. Чуковского. Время проведения и тематика  выставок приурочены к памятным датам и отражены в перспективном плане.   Коллекция наших книг разнообразна по жанрам, ведется тесная работа по обмену книг для тематических выставок с родителями и библиотеками школы и села.  

Слайд 5

За счет школьной и  семейных библиотек сформирована выставка энциклопедий и словарей о животном мире, выставка авторских и народных сказок, произведений малого фольклора.

Слайд 6

Для удобства понимания малышами, что такое библиотека, мною был придуман специальный каталог книг, позволяющий даже самому маленькому говорящему малышу рассказать о своей книге, или узнать, откуда она появилась в нашей группе. Страница условно делится на три колонки. В левом столбце  расположены титульные страницы книг, в правом – картинки обозначающие принадлежность кому-либо (это семейные фотографии, фотографии зданий школы и сельской библиотеки, фотографии логотипов наших групп: солнышко и кораблик, т.к. мы иногда обмениваемся литературой, но всегда с учетом возрастных особенностей детей), в среднем столбце – значки обозначающие, когда используется книга (сова  обозначает, что книгу мы используем на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, а спящий крокодил – это книга для чтения  перед сном).

Слайд 7

ПРАКТИЧЕСКИЙ  этап  ( реализуется в течении учебного года).

Организуя предметно-развивающую среду в группах, мы  учитываем  принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой ситуации (читаем, беседуем, поддерживаем инициативу детей в творчестве художественного и прикладного характера).

Слайд 8

Результат художественно-прикладного творчества родителей  
КНИГИ – САМОДЕЛКИ.

Слайд 9-10-11

Страницы альбома «Времена года», оформленные силами родителей.

Слайд 12

Семейные стенгазеты к досугу «Фруктовые посиделки»

Слайд 13

Развивающая речевая среда  используется детьми и в самостоятельной деятельности. Очень популярными стали книги-пазлы. Дети получают удовольствие от дизайнерской деятельности при оформлении книжек-малышек.

Слайд 14

Панно «Смешарики» интересно для всех возрастов детей нашей группы: 1-ой  младшей, 2-ой  младшей и средней  группы.

Слайд 15

Психолого-педагогическое просвещение родителей мы ведем дифференцированно, используя разные формы работы. В рамках пропаганды чтения и любви к книге было оформлено информационное окошко для родителей по ознакомлению со списком литературных произведений изучаемых детьми. А также проведены консультации, оформлены папки-передвижки, вручены буклеты. По инициативе родителей проводятся личные беседы.

Слайд 16

Младшую  группу «Солнышко»  посещают  17 воспитанников от 2 до 5 лет. Воспитатели: Сафронова Валентина Борисовна  и  Учеватова Ирина Геннадьевна

Презентацию выполнила Учеватова И.Г.

Все фотографии из личного архива группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» СП МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

Слайд 2

П О Д Г О Т О В И Т ЕЛ Ь Н Ы Й этап (лето) Развивающая речевая среда младшей группы «Солнышко» содержит: 1. Уголок атрибутов для развертывания постановок по произведениям (маски, элементы костюмов, куклы, коллекция настольных театров по рус.нар. сказкам, набор героев мультфильма «Смешарики» на палочке). 2. Наборы диких и домашних животных для самостоятельных игр. 3. Коллекцию сюжетных картинок для составления описательных рассказов различной тематики. 4. Дидактические игры по развитию речи: «Чьи детки?», «Кафе-мороженое», «Кто как кричит?», «Смешарики» и др.

Слайд 3

5. Уголок для книг. 6. Уголок для художественного творчества (карандаши, ножницы, клей, заготовки книжек-малышек разных цветов, коллекция вырезанных картинок из старых журналов)

Слайд 4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (сентябрь) Нами подобраны и сформированы тематические выставки художественных произведений С. В. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто, К.И. Чуковского. Коллекция наших книг разнообразна по жанрам, ведется тесная работа по обмену книг для тематических выставок с родителями и библиотеками школы и села.

Слайд 5

А также, выставка авторских и народных сказок, произведений малого фольклора. За счет школьной и семейных библиотек сформирована выставка энциклопедий и словарей о животном мире.

Слайд 6

Каталог художественной литературы выполнен в стиле позволяющем каждому ребенку нашей группы рассказать о любой книге, её принадлежности кому-либо и времени использования. В левом столбце расположены титульные страницы книг, в правом – картинки обозначающие принадлежность кому-либо, в среднем столбце – значки обозначающие когда используется книга. Это титульная страница книги, по которой ребенок может её узнать или вспомнить Эта книга принадлежит группе «Кораблик» Эта – нашей группе Эта – сельской библиотеке Эта – школьной библиотеке Эта – какой-либо семье, дети узнают по семейным фотографиям Этот значок обозначает, что книгу мы используем на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности Этот значок – книга для чтения перед сном

Слайд 7

ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (в течении учебного года) Организуя предметно-развивающую среду в группах, мы учитываем принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой ситуации (читаем, беседуем, поддерживаем инициативу детей в творчестве художественного и прикладного характера).

Слайд 8

Результат художественно-прикладного творчества родителей КНИГИ – САМОДЕЛКИ

Слайд 9

Страницы альбома «Времена года»

Слайд 12

Семейные стенгазеты к досугу «Фруктовые посиделки»

Слайд 13

Развивающая речевая среда используется детьми и в самостоятельной деятельности. Очень популярными стали книги-пазлы. Дети получают удовольствие от дизайнерской деятельности при оформлении книжек-малышек.

Слайд 14

Панно «Смешарики» интересно для всех возрастов детей нашей группы 1-ая младшая группа 2-ая младшая группа средняя группа

Слайд 15

Психолого-педагогическое просвещение родителей мы ведем дифференцированно, используя разные формы работы. В рамках пропаганды чтения и любви к книге было оформлено информационное окошко для родителей по ознакомлению со списком литературных произведений изучаемых детьми. А также проведены консультации, оформлены папки-передвижки, вручены буклеты . По инициативе родителей проводятся личные беседы.

Слайд 16

Младшую группу «Солнышко» посещают 17 воспитанников от 2 до 5 лет воспитатели: Сафронова Валентина Борисовна Учеватова Ирина Геннадьевна Презентацию выполнила Учеватова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у детей при ознакомлении с художественной литературой.

Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность  ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за разви...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...

«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.

Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...